«В ДУХОВНОСТИ – СЛАВА И МОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И СМЫСЛ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ»

Страсти по театру оперы и балета

29 Апрель 2016
 Апрель 29, 2016
Категория: Новости

Год истории и культуры активно шагает по стране. Естественно, первые лица государства в стороне оставаться не могут. Вот и прошедшая неделя ознаменовалась походом президента КР в театр.

Алмазбек Атамбаев посетил Кыргызский национальный академический театр оперы и балета (КНАТОБ), лично убедившись, что единственное подобное учреждение на всю страну находится в плачевном состоянии.

Линия фронта

С самого начала информация о предстоящей встрече тщательно скрывалась. Чтобы неугодные артисты не столкнулись с главой государства, многим неофициально дали выходной. Но в творческой среде что-либо утаить сложно. Недальновидные действия руководства лишь раззадорили тех, кто и не собирался лезть на рожон, но из принципа решил идти до конца.

Впускали в тот день в здание только по спискам, куда некоторые сотрудники не вошли. Не попавшие в перечень «избранных» прорывались внутрь боем, но здесь их ждало разочарование: везде, где должен был появиться Алмазбек Атамбаев, стояли охранники СГО. Визит завершился разговором, на который пригласили лишь полтора десятка человек во главе с директором театра.

Особо опасны

Артисты, оказавшиеся «за бортом», передали Алмазбеку Атамбаеву письмо через сотрудников СГО. Правда, решились подписаться под документом не все. «Больше всего меня обидело, что мою фотографию раздали охранникам с указанием не впускать, будто я какой-то опасный преступник, а не заслуженная артистка Кыргызстана», — возмутилась балерина Айзада Тумакова, проработавшая в оперном театре более 20 лет.

В разговоре с ИА «24.kg» приглашенная солистка труппы «Les Ballets Persans» (Стокгольм, Швеция) подчеркнула, что артисты, которых не допустили на разговор с президентом, хотели озвучить свое видение развития театра.

Рыба гниет…

Если учитывать, что группа сотрудников намеревалась поднять еще и вопрос о нынешнем директоре, действия его становятся понятны. «Мы настаиваем, что руководить таким сложным механизмом должен настоящий менеджер. Он может не разбираться во всех сферах искусства, но обязательно должен быть грамотным и креативным управленцем, который умеет рационально и прозрачно использовать средства, выделяемые государством и зарабатываемые театром», — говорит Айзада Тумакова.

На последний пункт она обращает особое внимание. Не секрет, что в отечественном КНАТОБ часто проводят спектакли с участием приезжих артистов, и билеты на постановки не из дешевых. Но работающим в эти вечера местным – балету, оркестрантам, даже осветителям, ничего не перепадает. Хотя нынешний директор обещал прекратить порочную практику, когда по документам в дни проведения коммерческих спектаклей зал театра сдавался как пустой!

Средняя заработная плата работников театра колеблется от 4,5 до 5 тысяч сомов, и любое материальное поощрение им было бы кстати. Но в нашей стране все больше людей, зачастую из числа самого руководства культурных учреждений, считает, что достойно оплачивать труд артиста необязательно. В случае чего можно пустить в ход популярную отговорку: в бюджете денег нет!

Авгиевы конюшни

В бюджете-то денег, может, и нет. Но у театров есть так называемые специальные средства. Интересно почитать выдержку из отчета Счетной палаты, которая провела аудит расходов театра за 2014 год.

Проверка показала, что вместо 92 тысяч сомов из спецсредств на связь потратили почти 211 тысяч! Если прибавить 32 тысячи сомов бюджетных денег, получается, что руководство театра (рядовые сотрудники, естественно, оплачивают расходы из своего кармана) ежемесячно тратило более 20 тысяч сомов по этой статье.

Но как оказалось, в театре не только разговаривают за счет налогоплательщиков, но и ГСМ в служебные машины заливают на деньги из госбюджета. Из того же аудита Счетной палаты следует, что КНАТОБ владеет четырьмя транспортными единицами, а «ГСМ списывается с подотчета водителей в соответствии с пробегом, указанным в путевых листах, но при этом путевые листы не пронумерованы».

Подобные документы зачастую становятся открытием не только для общественности, но и для самих работников театра, которых, кстати, по официальным данным 505 человек.

Как выяснилось, в театре работают массажист и лор-врач (фониатр. – Прим. ИА «24.kg»), однако ни о первом, ни о втором работники театра не слышали.

Количество работников балета, оркестра и художественного персонала вызывает вопросы

Так же, как вызывает вопросы тендер на услуги охраны на 600 тысяч сомов при штатной численности в 16 сторожей-охранников и начальника этой службы.

Быть или не быть?

Перед единственным в стране оперным театром сегодня стоит главный вопрос – способен ли он встать на ноги или пора заказывать реквием по мечте?

Учитывая, что многие его сотрудники не состоят в штате, числясь на половинных ставках, поручение президента о повышении заработной платы — мертвому припарка. Непонятно, удержит ли итоговая сумма перспективных артистов, которым в театре «ловить» нечего: ни денег, ни интересных постановок, ни соцпакета в виде служебного жилья, стипендий отличившимся или повышения квалификации за счет театра.

Руководство КНАТОБ утверждает, что выделяемые государством 40 миллионов сомов уходят на зарплаты. А если имеющийся бюджет распределять не на 500 сотрудников, а на гораздо меньший, но более эффективный состав артистов? Для этого не надо изобретать велосипед, есть давно проверенные механизмы: конкурсный набор, работа по контракту, балльная система (или тарифная сетка) начисления гонораров. Неконкурентная заработная плата – одна из самых серьезных проблем сферы культуры. Хотя и это не панацея, если учитывать, что в соседнем Казахстане или братских Азербайджане и России крупные оперные сцены «выезжают» лишь за счет президентских грантов, которые, конечно же, превышают бюджетные ассигнования.

Радует, что в Кыргызстане вопросом эффективного управления учреждениями культуры озадачились чиновники и приглашенные эксперты на уровне правительства страны. Как стало известно ИА «24.kg», в Минкультуры готовится документ, по которому к руководству финансово-хозяйственной частью театров, филармоний в скором времени будут приглашать исключительно менеджеров-профессионалов.

Для каждой организации выработают критерии и требования по количеству спектаклей и постановок, которые они должны представить за сезон. На основе плана — его назвали «программный бюджет» и накануне презентовали президенту — театр будет получать финансирование. На первоначальном этапе планируется апробировать этот метод на базе пяти учреждений культуры. Как подчеркнул источник ИА «24.kg», государство будет стараться увеличивать сумму, выделяемую театрам из бюджета, но с руководства культурных учреждений «никто не снимает ответственности за привлечение спонсоров и меценатов».

Наргиза Осмонова, «24»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1