Кыргызский балет один из самых молодых в мире, насчитывает шесть десятилетий своей творческой жизни. Однако истоки его имеют значительно давнюю историю, тесно связаны с богатыми народными устно-поэтическими и музыкальными традициями, фольклором. За сравнительно короткий период национальный балетный театр обрел собственный репертуар, воспитал одарённых танцовщиков. Теперь – это театр высокой профессиональной культуры, национально самобытный, широкий в своих творческих поисках.
Кыргызский балет не только утвердил на своей сцене лучшие образцы классической хореографии, воспринял достижения прославленной русской школы классического танца, но и решил сложную задачу – создал целый ряд спектаклей, утверждающих национальные темы, национальные образы, в которых всё пронизано красками и духом народного кыргызского искусства. Особое значение для балетного коллектива имеют произведения великого русского композитора П.И.Чайковского, воплотившие мир высоких человеческих чувств, красоты и поэзии.
Рождение кыргызского балета следует отнести к 1940 году, именно тогда произошло знаменательное событие – состоялась премьера балета В.Власова, В.Фере «Анар». Уже в этом спектакле, первенце классической национальной хореографии, были намечены некоторые сложные формы танца.
Этапным для молодой кыргызской хореографии стал балет композитора М.Раухвергера «Чолпон» в 1944 году. В заглавной партии выступала юная Бибисара Бейшеналиева. «Чолпон» ознаменовал рассвет искусства профессионального танца на земле Кыргызстана.
В подготовке профессиональных кадров артистов балета большую роль сыграло Ленинградское академическое хореографическое училище имени А.Я.Вагановой, Московское хореографическое училище и Фрунзенское хореографическое училище, открытое в 1943 году. Многие из выпускников этих учебных заведений стали ведущими деятелями искусства Кыргызской Республики.
Выдающаяся балерина современности Б.Бейшеналиева возглавила список мастеров. Ведущие танцовщики Н.Тугелов, С.Кабеков, Э.Мадемилова стали первыми национальными хореографами.