В начале года никогда не знаешь, как он пройдет, а тут еще астрологи с прогнозами… Многие из них, например, предвещали, что год Деревянной Козы будет весьма непредсказуем. Оказалось, специалисты по изучению небесных светил были правы, и при подведении итогов года уходящего мы убедились в этом. Давайте вспомним наиболее обсуждаемые в Кыргызстане события 2015-го на ниве культуры.
Первый пошел
Январь ознаменовался скандалом в Русском театре драмы имени Ч.Айтматова: уволили главного режиссера Нелли Плешакову. В приказе Минкультуры от 20 января об увольнении говорилось, что она освобождена от занимаемой должности по итогам работы комиссии. Тем же числом директору учреждения Александру Кулинскому объявили выговор. Так закончилось противостояние части актеров с Нелли Плешаковой и ее методами работы. Напомним, в конце 2014 года члены худсовета Русского театра драмы направили письмо в Минкультуры. Созданная для проверки фактов комиссия, закончив работу, с 20 декабря по 20 января проводила собрания, обсуждения и встречи с коллективом театра. На одной из встреч Нелли Плешакова публично заявила, что «незнакома со своими функциональными обязанностями». После подобного заявления решение относительно Плешаковой в Минкультуры было принято однозначное.
Новый старый главреж
Кыргызстанцы опровергли поговорку о том, что дважды в одну реку не войти. Местная история хранит немало примеров, когда и министрами становились по нескольку раз, и главами учреждений. Поэтому мало кто удивился, когда новым главным режиссером все того же многострадального Русского театра драмы назначили заслуженного артиста РФ Андрея Петухова. Некогда он уже работал в нем директором и главным режиссером. А в 2008 году его сменил Борис Воробьев. В середине же февраля 2015-го стало известно, что с 2008-го Петухов так и не был официально уволен с должности главного режиссера театра и при этом оставался безработным. Чудеса да и только!
Театр оперы и БАНКЕТА
В конце марта группа местных толстосумов устроила вечеринку с застольем прямо на сцене Кыргызского театра оперы и балета имени А.Малдыбаева. В мероприятии, по данным журналистов, участвовали около 20 человек. После недолгого расследования скандала стало известно, что таким образом люди отмечали юбилей своего друга, имя которого всячески старались скрыть. Но то, что в банкете участвовали депутат Бишкекского горкенеша Жумабек Салымбеков, один из консультантов тогдашнего премьер-министра Джоомарта Оторбаева — Арслан Кененбаев и бизнесмены, узнали все. Общество, конечно, негодовало. И только директор театра (теперь уже бывший) Тимур Саламатов упорно придерживался нелепой версии, называя банкет на сцене «бутафорской съемкой». «Когда на сцене изображают банкет, когда молодые люди изображают удовольствие от жизни, что в этом плохого?» — говорил он. Что ж, если столько фальши и лицемерия даже на праздновании юбилея и после него, тогда уж точно пришла чума во время пира.
Слово не воробей
То ли сгоряча это было сделано, то ли в самом деле попытка откреститься от скандала с застольем на сцене и слова о бутафорской гулянке не показались искренними тогда еще премьер-министру Джоомарту Оторбаеву, но очень скоро директор театра Тимура Саламатова сняли с этой должности. Так второй раз бесславно закончилась его карьера руководителя учреждения. К слову, потом 3,5 месяца храм Мельпомены оставался без главы, и лишь 11 июня там появился новый директор — Болот Осмонов. Он, кстати, вступил в эту должность в третий раз. Вот вам еще один пример того, как в КР в одну и ту же реку можно войти и дважды, и трижды.
Стена преткновения
В конце мая стену в ущелье по дороге на Иссык-Куль украсила самая большая в Центральной Азии (700 квадратных метров) граффити-картина. Это сделали участники 7-го международного фестиваля BASICOLORS из Кыргызстана, Казахстана, Германии и Швейцарии. Главной темой работ стали балбалы (каменные бабы), похожие друг на друга и в то же время разные. У каждого художника был свой участок, своя площадь стены, на которой он рисовал в свойственной ему манере. Казалось, рисунки понравились всем… Но это лишь показалось. Через несколько дней после их появления объявились некие активисты, заявившие, что граффити причиняют «ущерб кыргызскому народу». «Наши культурные ценности были подвергнуты издевательству. Например, рядом с каменной скульптурой (балбалом) нарисована голая женщина, а выше — обезьяна. Это недопустимо», — отметили они. И добились своего: в настоящее время рисунки частично замазаны.
От сумы и от тюрьмы…
Утром 29 мая республику взбудоражила новость: накануне задержан Максат Чакиев. «В ходе расследования по факту выдачи фиктивного удостоверения члена Совета по развитию туризма заместитель министра культуры, информации и туризма КР, он же начальник Департамента туризма при ведомстве предложил сотрудникам 5-го ГУ МВД КР взятку в $2 тысячи и бесплатный отдых в пансионате на Иссык-Куле за положительное решение вопроса и прекращение дальнейшей проверки», — сообщили СМИ органы внутренних дел.
Позже Чакиев стал фигурантом еще двух уголовных дел. 30 мая суд заключил чиновника под стражу на два месяца. 11 июня Бишкекский городской суд отпустил его под домашний арест. 11 декабря чиновник освобожден от должности заместителя министра культуры, информации и туризма. В настоящее время ожидается оглашение приговора. Поверят ли кыргызстанцы вновь в порядочность Максата Чакиева даже после его признания: «Я всю жизнь работаю в экономическом направлении, я не знал, что за дачу взятки есть уголовная ответственность»?
Театр жизни
В начале июня внимание общественности к себе привлек скандал, случившийся во время VII Республиканского театрального фестиваля в Таласе. Его участники попали в милицию… за пьяный дебош. Два актера Русского театра драмы имени Ч.Айтматова, которые вместе со всеми остановились в частной гостинице, стали выпивать, шумно отмечая, видимо, начавшийся форум. Это продолжалось до глубокой ночи. Не выдержав шума, соседи под утро вызвали милицию. Артистов доставили в отделение, составили протокол об административном нарушении и наложили штраф. А вы думали, актеры не люди? Однако даже этот факт нисколько не оправдывает их неприглядное поведение вне сцены.
Классика на опенэйре
В Бишкеке всегда есть личности, которые разнообразят культурную жизнь столицы, устраивая различные ивенты. Так, в начале осени общественный фонд Prima устроил при поддержке мэрии фестиваль классической музыки TENGRI music под открытым небом в парке Победы, где множество цветников и раскидистых деревьев. В течение нескольких часов на сцене, установленной на фоне прекрасных кыргызских гор, выступили ансамбль скрипачей «Школа талантов», Гульшан Конушева (фортепиано), квинтет Soltados, Саян Исин (тенор), музыкант на классической гитаре Эркан Мехмет Карагул (Турция), малый состав камерного оркестра «Манас». Первый фестиваль классической музыки TENGRI music оставил у слушателей позитивные впечатления. Волшебные звуки, отличные музыканты, свежий воздух и невероятно теплая атмосфера. Что еще нужно для встречи второго такого концерта? Несомненно, что первый классический опенэйр удался и остался в памяти слушателей ярким событием 2015 года.
Тебе половина и мне половина
В начале декабря в стране прозвучала радостная новость: кыргызский айтыш вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Чуть омрачала ее, по мнению некоторых соотечественников, лишь одна деталь: номинация «Айтыш (айтыс)» представлена Кыргызстаном совместно с Казахстаном. Но спорить о том, где айтыш/айтыс зародился раньше – на территории нынешней КР или РК, бесполезно. Точными данными по этому вопросу история не располагает. Будем считать, что победила дружба.
Каныкей МАНАСОВА, ИА «24»