«В ДУХОВНОСТИ – СЛАВА И МОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И СМЫСЛ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ»

Дизайн в Бишкеке: Хочу по-европейски

10 Январь 2016
 Январь 10, 2016
Категория: Культура, Новости

О пристрастиях кыргызстанских бизнесменов, которые уродуют город, и музыке, воплощенной в буквах, рассказал графический дизайнер Алексей Лысогоров корреспонденту Sputnik Кыргызстан Асель Минбаевой.

Мы видим их работы регулярно: на рекламных щитах, упаковках тортов и туалетной бумаги, в буклетах и по телевизору. Какие они, бойцы невидимого фронта? Один из лучших графических дизайнеров Кыргызстана Алексей Лысогоров согласился раскрыть портфолио и душу.

— Почему графический дизайн? Как обычный мальчик может в один день проснуться и решить, что он всю жизнь проведет за подбором цветов для упаковки какого-нибудь детского пюре? 

— У меня и выбора-то особого не было. Это передалось по наследству. Папа и мама — графические дизайнеры, получившие лучшее образование в СССР. Кстати, мой отец Дмитрий Лысогоров был одним из авторов дизайна кыргызской национальной валюты. И вид паспорта — тоже его рук дело.

© Sputnik / Табылды Кадырбеков

У меня и выбора-то особого не было. Это передалось по наследству. Папа и мама — графические дизайнеры, получившие лучшее образование в СССР.

Все мое детство было в этом. Кстати, можете себе представить, как делались визитки в 80-х? Это сейчас на изготовление одной требуется пара минут: ввел имена, должность, подобрал кнопкой мыши дизайн, и готово.

Тогда, скажем, создавать дизайн визитки было намного сложнее. Буковки отдельно вырезались, и надписи из них клеились вручную, потом весь большой макет переснимался в фотолаборатории. Шрифты с алфавитами у нас в особых папках хранились. Правда, иногда оказывалось, что букв нужного шрифта не хватает. Непростая трудоемкая работа.

— У вас сейчас вес не тот — какие-то визитки делать. Зачем размениваться?..

— Даже самая рутинная работа может быть интересной. Как-то раз меня попросили сделать навигацию для нового корпуса АУЦА. Обычные такие таблички на дверях с надписями «Бухгалтерия» или «212 каб.». Короче, я отказался. Отказываться пришлось долго и упорно. До тех пор, пока мне не предложили просто попробовать. Условия были следующими: я мог творить все что угодно, и мне за эту попытку заплатят.

Я приехал в корпус и обалдел: как все там красиво и продуманно. Конечно, тут что-то посредственное не пойдет. И я создал свой особый шрифт — угловатый, по форме здания, подчеркивающий его характер и геометрическую стилистику. Я отдал свою работу, и оказалось, что таким образом меня привлекли к участию в тендере. Я его выиграл.

За время работы смог многое воплотить в жизнь. Например, вместо скучной надписи «Спортзал» красуется бессмертное «We are the champions», а актовый зал люди находят по надписи «Come together». Как вы поняли, я люблю такую музыку.

1 / 3

— У дизайнеров, журналистов и профессиональных футболистов есть одна общая черта: каждый думает, что разбирается в этой работе лучше тех, кто там трудится. Вы сталкивались с указанием добавить в какую-нибудь упаковку минералки непонятных аляповатых фиалок только потому, что так хочет начальник?

— Конечно, бывает, что руководитель не может обойтись без ценных указаний. Но я его за это не виню. Наши бизнесмены помешаны на том, чтобы контролировать все.

© Sputnik / Табылды Кадырбеков

Сейчас, когда мне звонят заказчики, я сразу их отговариваю работать со мной. Говорю, что у меня долго и дорого. Это своего рода барьер. Если человек действительно хочет со мной работать, то он соглашается на мои «страшные» условия.

Сейчас, когда мне звонят заказчики, я сразу их отговариваю работать со мной. Говорю, что у меня долго и дорого. Это своего рода барьер. Если человек действительно хочет со мной работать, то он соглашается на мои «страшные» условия.

— А было ли так, что ваша работа не нравилась?

— Было конечно. Например, разрабатывал упаковку для сока. Вроде, сделал хорошую. Но директор покачал головой и сказал, что это не то, что он хотел видеть.

— А чего в принципе жаждут кыргызстанские бизнесмены? 

© Sputnik / Табылды Кадырбеков

Большинство билбордов на улице делают не дизайнеры, а технари, которые решили, что они могут быть дизайнерами.

— Раньше ставка делалась на «дорого-бохато»: побольше красного, золотого. Чтобы «вырви-глаз». Им казалось, что яркость цепляет. Оно и понятно. К сожалению, многие графические дизайнеры пришли в профессию так: вау, да я программе обучусь в ютубе за неделю и буду рубить легкие деньги!

Таким образом, большинство билбордов на улице делают не дизайнеры, а технари, которые решили, что они могут быть дизайнерами.

И вот бизнесмен идет по «украшенному» ярким безобразием городу и понимает, что без каких-нибудь неоновых красок о его новом ресторане никто не узнает. Просто не заметит «скромную» рекламу. Но это ошибочное мнение.

 Ситуация меняется? Дождемся ли мы эстетичного Бишкека?— Потихоньку пристрастия предпринимателей становятся более искушенными. Этому поспособствовал Интернет. Они видят, как должны выглядеть качественные упаковки.

О своих желаниях мне говорят емким «хочу по-европейски».

— Бывает так, что вы идете на поводу у заказчика и делаете то, за что бывает мучительно стыдно потом?

— Мучительно — нет. Я всегда стараюсь делать качественно. В дизайнерской среде отмазка типа «я не виноват, заказчик меня заставил» не проходит. Но есть работы, которые я никогда бы не выставил на конкурс.

— Было ли так, что у вас внаглую «заимствовали» идеи? Воруют, короче говоря?

— Это у нас, дизайнеров, настоящий бич. Пару лет назад, например, знакомый нашел на улице Краснодара компьютерный клуб с логотипом нашего АУЦА. Его я сделал еще в 1998 году. Действительно, один в один «орел с логотипа». Возможно, дизайнером был соотечественник. Он и подумать не мог, что плагиат раскроется.

— У меня тоже есть знакомый, который делал логотип для сайта. Обычный такой логотип. Но потом кто-то обнаружил, что лого одного французского супермаркета практически идентичное. И в Интернете началась очередная истерия: «Украли, гады!». А я знаю точно, что он сам.

— Видите ли, логотип должен быть простым. Чаще всего он состоит из простых геометрических фигур. Конечно, совпадения бывают постоянно.

Как-то я попросил своих учеников нарисовать чашку с кофе. И все изобразили одно и то же. У всех ручка располагалась справа, а над кофе клубился дымок. Это примерно то, что они могут предложить заказчику — прямолинейное решение. Так, к сожалению, мыслит большинство дизайнеров.

Я предложил им взглянуть на кружку, но сверху, что привело к совершенно другому визуальному образу.

© Sputnik / Табылды Кадырбеков

Сейчас выросло новое поколение дизайнеров, которые делают хорошие вещи и наступают на пятки. И это хорошо. Благодаря им я совершенствуюсь.

— А вам не скучно? Вы практически на голову опережаете ближайших конкурентов…

— Лет семь назад я умирал со скуки. Тогда действительно не было конкуренции. А сейчас выросло новое поколение дизайнеров, которые делают хорошие вещи и наступают на пятки. И это хорошо. Благодаря им я совершенствуюсь.

Источник: Sputnik Кыргызстан

Comments are closed.