О пристрастиях кыргызстанских бизнесменов, которые уродуют город, и музыке, воплощенной в буквах, рассказал графический дизайнер Алексей Лысогоров корреспонденту Sputnik Кыргызстан Асель Минбаевой.
Мы видим их работы регулярно: на рекламных щитах, упаковках тортов и туалетной бумаги, в буклетах и по телевизору. Какие они, бойцы невидимого фронта? Один из лучших графических дизайнеров Кыргызстана Алексей Лысогоров согласился раскрыть портфолио и душу.
— Почему графический дизайн? Как обычный мальчик может в один день проснуться и решить, что он всю жизнь проведет за подбором цветов для упаковки какого-нибудь детского пюре?
— У меня и выбора-то особого не было. Это передалось по наследству. Папа и мама — графические дизайнеры, получившие лучшее образование в СССР. Кстати, мой отец Дмитрий Лысогоров был одним из авторов дизайна кыргызской национальной валюты. И вид паспорта — тоже его рук дело.
У меня и выбора-то особого не было. Это передалось по наследству. Папа и мама — графические дизайнеры, получившие лучшее образование в СССР.
Все мое детство было в этом. Кстати, можете себе представить, как делались визитки в 80-х? Это сейчас на изготовление одной требуется пара минут: ввел имена, должность, подобрал кнопкой мыши дизайн, и готово.
Тогда, скажем, создавать дизайн визитки было намного сложнее. Буковки отдельно вырезались, и надписи из них клеились вручную, потом весь большой макет переснимался в фотолаборатории. Шрифты с алфавитами у нас в особых папках хранились. Правда, иногда оказывалось, что букв нужного шрифта не хватает. Непростая трудоемкая работа.
— У вас сейчас вес не тот — какие-то визитки делать. Зачем размениваться?..
— Даже самая рутинная работа может быть интересной. Как-то раз меня попросили сделать навигацию для нового корпуса АУЦА. Обычные такие таблички на дверях с надписями «Бухгалтерия» или «212 каб.». Короче, я отказался. Отказываться пришлось долго и упорно. До тех пор, пока мне не предложили просто попробовать. Условия были следующими: я мог творить все что угодно, и мне за эту попытку заплатят.
Я приехал в корпус и обалдел: как все там красиво и продуманно. Конечно, тут что-то посредственное не пойдет. И я создал свой особый шрифт — угловатый, по форме здания, подчеркивающий его характер и геометрическую стилистику. Я отдал свою работу, и оказалось, что таким образом меня привлекли к участию в тендере. Я его выиграл.
За время работы смог многое воплотить в жизнь. Например, вместо скучной надписи «Спортзал» красуется бессмертное «We are the champions», а актовый зал люди находят по надписи «Come together». Как вы поняли, я люблю такую музыку.
— У дизайнеров, журналистов и профессиональных футболистов есть одна общая черта: каждый думает, что разбирается в этой работе лучше тех, кто там трудится. Вы сталкивались с указанием добавить в какую-нибудь упаковку минералки непонятных аляповатых фиалок только потому, что так хочет начальник?
— Конечно, бывает, что руководитель не может обойтись без ценных указаний. Но я его за это не виню. Наши бизнесмены помешаны на том, чтобы контролировать все.
Сейчас, когда мне звонят заказчики, я сразу их отговариваю работать со мной. Говорю, что у меня долго и дорого. Это своего рода барьер. Если человек действительно хочет со мной работать, то он соглашается на мои «страшные» условия.
Сейчас, когда мне звонят заказчики, я сразу их отговариваю работать со мной. Говорю, что у меня долго и дорого. Это своего рода барьер. Если человек действительно хочет со мной работать, то он соглашается на мои «страшные» условия.
— А было ли так, что ваша работа не нравилась?
— Было конечно. Например, разрабатывал упаковку для сока. Вроде, сделал хорошую. Но директор покачал головой и сказал, что это не то, что он хотел видеть.
— А чего в принципе жаждут кыргызстанские бизнесмены?
Большинство билбордов на улице делают не дизайнеры, а технари, которые решили, что они могут быть дизайнерами.
— Раньше ставка делалась на «дорого-бохато»: побольше красного, золотого. Чтобы «вырви-глаз». Им казалось, что яркость цепляет. Оно и понятно. К сожалению, многие графические дизайнеры пришли в профессию так: вау, да я программе обучусь в ютубе за неделю и буду рубить легкие деньги!
Таким образом, большинство билбордов на улице делают не дизайнеры, а технари, которые решили, что они могут быть дизайнерами.
И вот бизнесмен идет по «украшенному» ярким безобразием городу и понимает, что без каких-нибудь неоновых красок о его новом ресторане никто не узнает. Просто не заметит «скромную» рекламу. Но это ошибочное мнение.
О своих желаниях мне говорят емким «хочу по-европейски».
— Бывает так, что вы идете на поводу у заказчика и делаете то, за что бывает мучительно стыдно потом?
— Мучительно — нет. Я всегда стараюсь делать качественно. В дизайнерской среде отмазка типа «я не виноват, заказчик меня заставил» не проходит. Но есть работы, которые я никогда бы не выставил на конкурс.
— Было ли так, что у вас внаглую «заимствовали» идеи? Воруют, короче говоря?
— Это у нас, дизайнеров, настоящий бич. Пару лет назад, например, знакомый нашел на улице Краснодара компьютерный клуб с логотипом нашего АУЦА. Его я сделал еще в 1998 году. Действительно, один в один «орел с логотипа». Возможно, дизайнером был соотечественник. Он и подумать не мог, что плагиат раскроется.
— У меня тоже есть знакомый, который делал логотип для сайта. Обычный такой логотип. Но потом кто-то обнаружил, что лого одного французского супермаркета практически идентичное. И в Интернете началась очередная истерия: «Украли, гады!». А я знаю точно, что он сам.
— Видите ли, логотип должен быть простым. Чаще всего он состоит из простых геометрических фигур. Конечно, совпадения бывают постоянно.
Как-то я попросил своих учеников нарисовать чашку с кофе. И все изобразили одно и то же. У всех ручка располагалась справа, а над кофе клубился дымок. Это примерно то, что они могут предложить заказчику — прямолинейное решение. Так, к сожалению, мыслит большинство дизайнеров.
Я предложил им взглянуть на кружку, но сверху, что привело к совершенно другому визуальному образу.
Сейчас выросло новое поколение дизайнеров, которые делают хорошие вещи и наступают на пятки. И это хорошо. Благодаря им я совершенствуюсь.
— А вам не скучно? Вы практически на голову опережаете ближайших конкурентов…
— Лет семь назад я умирал со скуки. Тогда действительно не было конкуренции. А сейчас выросло новое поколение дизайнеров, которые делают хорошие вещи и наступают на пятки. И это хорошо. Благодаря им я совершенствуюсь.