Приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» на церемонии награждения национальной кинопремии «Ак Илбирс» вручили заслуженной артистке РСФСР Наталье Аринбасаровой. Корреспондент «ВБ» встретился с актрисой.
Представлять Наталью Аринбасарову людям, хотя бы немного интересующимся кино, не надо. Дебютировав в картине Андрона Михалкова–Кончаловского “Первый учитель”, на МКФ в Венеции она получила Кубок Вольпи “За лучшее исполнение женской роли”, еще не будучи профессиональной актрисой. Девочкой Наташа мечтала стать балериной, а стала драматической актрисой, снялась в более шести десятков фильмов. Сама ее жизнь как увлекательный фильм. Ее мама — полька, отец — казах. Актриса трижды была замужем: за режиссером Андроном Михалковым–Кончаловским, художником Николаем Двигубским и режиссером Эльдором Уразбаевым. Ее сын Егор — известный режиссер, дочь Екатерина — актриса, режиссер и писательница.
Кыргызское кино на 5 лет меня старше?
— Наталья Утевлевна, когда вам сообщили о грядущем событии, какой была ваша первая реакция?
— Мы говорили по телефону, было плохо слышно, и я ничего не поняла. Только то, что есть национальная премия типа российской “Ники”, и решила, что меня просят вручить один из призов. Подумала, поеду. Время идет, вдруг это последний раз, когда имею возможность прилететь на кыргызскую землю. А в Интернете, оказывается, уже появилась информация. Но я еще ничего не видела — в последние дни была занята и не заглядывала в свой iPad.
— А вообще следите за тем, что происходит в кыргызском кино?
— Я живу за городом, в Дом кино практически не хожу, поэтому последних фильмов не видела. Но слышу, что кыргызские картины продолжают завоевывать призы, очень этому радуюсь. Знаю, как тяжело сейчас работать, снимать буквально за копейки. Очень горжусь кыргызскими друзьями и коллегами и желаю им не падать духом. Все наладится. Правда, в эту пору прекрасную нам не придется жить! (смеется). Но люди будут помнить, что и в такое время создавались шедевры. Так что желаю им работать как можно больше, а отдыхать как можно меньше. Ну и, надеюсь, я кому–нибудь понадоблюсь.
— Ваш творческий путь в кино начался именно в Кыргызстане. Можно сказать, вы один из патриархов нашего кинематографа. Через несколько месяцев вам исполнится семьдесят, кыргызскому кино — семьдесят пять. Что для вас Кыргызстан — литература, искусство, кино?
— Кыргызстан — моя любимая, родная земля. Действительно здесь все началось, здесь я многое пережила. Нигде я не плакала столько, сколько на кыргызской земле. Не в реальной жизни, конечно, а на экране. И в “Первом учителе”, и в “Улане”. Как говорится, сколько вы, мужики, водки выпиваете, столько мы, бабы, слез проливаем. Я потом Толомушу Окееву сказала, что на три года вперед наплакалась у него на картине. Было много и трудного, и прекрасного. Волшебные ощущения полного опустошения и удовлетворения одновременно после съемок. Нигде и никогда потом у меня такого не было.
Я думаю, Кыргызстан — земля высокого духовного напряжения. Каждый сюда приезжающий становится талантливым. Люди тут очень искренние, им нельзя врать. Поэтому, наверное, здесь начинали все наши великие кинематографисты: Алексей Сахаров, Лариса Шепитько, Сергей Урусевский, Андрон Кончаловский. Потрясающий русский художник Павел Кузнецов обожал эту землю, жил здесь, писал удивительные пейзажи, кыргызских женщин в элечеках. Столько в этом было поэзии! Павел Васильев написал здесь страшную поэму о кыргызском бунте (“Соляной бунт”. — Авт.). Она была настольной книгой Кончаловского на съемках “Первого учителя”, оттуда он заряжался творческой энергией.
Значит, кыргызское кино всего на пять лет меня старше?! Я была на 50–летии, 60–летии. На 75–летие, конечно, тоже хотелось бы приехать, повидаться с коллегами, которые знали меня с семнадцати лет. Я ведь практически ребенком приехала сниматься в “Первом учителе”. На меня смотрели: “Что за девочка с горделивой выправкой?”. А нас, будущих балерин, учили ходить с прямой спинкой, высоко поднятой головой. Хотелось бы увидеть всех друзей. Увы, мои любимейшие Суйменкул Чокморов, Мелис Убукеев, Толомуш Океев уже ушли.
Смотрела сериал с Женей Мироновым и училась
— С тех пор как вы дебютировали, выросло не одно поколение зрителей. Молодому человеку, который не видел ни одного вашего фильма, какие картины посоветовали бы посмотреть, чтобы составить впечатление об актрисе Наталье Аринбасаровой?
— “Первого учителя”, “Джамилю”, “Песнь о Маншук”. “Нежданную любовь”, где у нас Депардье снимался. Роль у меня небольшая, но я за нее получила приз на “Киношоке”. Очень симпатичный фильм, дающий надежду на то, что в любом возрасте может случиться любовь. Знаете, в Москве сейчас очень много людей из Кыргызстана живет. Очень толковые, боевые. Но они меня не помнят. Может, еще и потому, что я изменилась. Другое огорчает. Многие не читали Чингиза Айтматова.
— Молодые люди?
— Да. Я говорю: “Это величайший писатель нашего времени!”. На многие вопросы можно найти ответы в его книгах. Может, не было бы столько агрессии, стольких бед, если бы прислушались к его слову. Мы ездили в мемориальный комплекс “Ата–Бейит”. Все очень красиво, всюду розы, спокойно. Это производит огромное эмоциональное впечатление. Там же похоронены и жертвы сталинских репрессий, и последних событий. Когда все ушли, я поговорила с Чингизом Торекуловичем, постояла у его могилы. И ради этого тоже хотела приехать. Никогда не знаешь, что случится, не предвидишь, не успеваешь сказать нужных слов. Надо оказывать друг другу внимание, пока живы.
— А когда по телевидению показывают фильмы с вашим участием, смотрите?
— Нет. “Первого учителя” часто показывают. “Джамилю” ни разу не видела. Американскую картину смотрела, но она мне ужасно не понравилась. Сейчас в Интернете все можно найти. Но сидеть, смотреть свои фильмы…
— Может быть, есть актер или актриса, чьи картины стараетесь не пропускать, наслаждаетесь их игрой или даже забываете о том, что это ваши коллеги?
— Конечно. Недавно смотрела сериал с Женей Мироновым. Наблюдала кадр за кадром, как он это делает. Я учусь у хороших актеров.
— В будущем году вашему партнеру по “Первому учителю” Болоту Бейшеналиеву исполнилось бы 80 лет. Вы ведь играли с ним и в фильме Геннадия Базарова “Первый”.
— Болот Бейшеналиев был потрясающим актером. Как Андрон говорил, это кыргызский Тосиро Мифуне. Очень темпераментный, красивый. После учителя Дюйшена его пригласил Андрей Тарковский в “Андрея Рублева” сыграть роль татарского хана Едигея. А потом его позвали в Голливуд, хотели заключить контракт на несколько картин. Но ему не разрешили. Зато он много снимался в России, переиграл всех шаманов — белых и черных.
У нас много было и есть замечательных актеров. Вот ролей, как в наше время, сегодня не пишут. Хотя сколько случаев в жизни происходит. Парень–кыргыз в метро спас женщину. Я гордилась им. Можно было придумать историю, раскрутить ее.
— Как актриса скучаете по хорошему материалу?
— Конечно. Последняя моя картина “Путь лидера” про Нурсултана Назарбаева. Играла его мать. Когда предложили, испугалась: “Мне впору бабушек играть!”. Но меня успокоили. Во–первых, он был поздним ребенком, вымоленным у Аллаха. Во–вторых, жизнь тогда была тяжелая, женщины старились рано. Показали ее фотографии. Оказалось, мы похожи. Ностальгически трогательно было вернуться в то время. Помню, как мы продукты получали по карточкам, как детьми собирали хлопок и падали от усталости. И, конечно, мне важно было понять, как мальчик из простой многодетной семьи стал лидером большой страны? Секрет, наверное, в любви — материнской, отцовской — и вере. Ребенку нужно внушать веру в себя.
На мемуары уговорила дочь
— Некоторое время назад вышла в свет книга ваших мемуаров “Лунные дороги”. Почему решили ее написать? Хотели развенчать какие–то мифы, опровергнуть слухи?
— Я не хотела писать никаких мемуаров. Год меня уговаривали. Как–то это услышала моя дочь Катя. А она пишет. Сказала: “Мам, что ты отказываешься? Давай, будешь мне рассказывать, а я все запишу!”. И первая причина, по которой я согласилась, — хотела дать возможность напечататься дочке. Думала, напишем воспоминания и к книжке “пристегнем” ее сочинения.
Потом посоветовалась с Паолой Дмитриевной Волковой — искусствоведом, профессором. И я у нее училась во ВГИКе, и Катя. Она сказала: “Наташа, проходят десятилетия, и никому уже неинтересно, у кого с кем был роман, интриги и прочее. Такого рода литература важна тем, что из нее мы узнаем, как люди жили”. На этом мы и сделали акцент. Поставили задачу — никого не обидеть.
Ушла великая эпоха, которая, надеюсь, не вернется. Жили мы очень тяжело, но в то же время светло. Люди были чище, искреннее. На своем примере девочки из большой семьи я описываю эту жизнь период за периодом. Катя просила вспоминать каждую мелочь. Например, как мама золой от саксаула стирала папино обмундирование. Хозяйственное мыло выдавали по карточкам, она его берегла, чтобы помыть пятерых детей. Саксаулом же топили печь, а золу собирали. Потом была балетная школа, первая любовь. На этом мы закончили. Люди говорили, что читали и плакали. Помню, рано утром шла к метро, ко мне бросилась женщина, обняла, сказала, что всю ночь читала книжку и приехала посмотреть на наш дом.
— В сентябре у вас день рождения. Будете отмечать свой юбилей?
— Ой, не знаю. Я так не люблю дни рождения. Бываю на юбилеях друзей, коллег, смотрю и думаю: “Боже мой, как неловко людей занимать своей персоной. Они же должны готовить программу, какие–то слова говорить”. Хотя семьдесят лет — дата серьезная. Даже здесь меня принимают: столько тепла, заботы. Очень приятно. Но в то же время я не люблю обращать на себя внимание.
Хочу пожелать всем счастья в этом городе, на этой земле. Чтобы страна богатела и процветала, а в каждый дом пришло благополучие. Чтобы никогда больше здесь не было страшных волнений. Будьте выдержанными, старайтесь понять друг друга, работайте, и все будет хорошо! Кыргызстан — красивейшая страна. Ее добрый, замечательный народ заслуживает счастья.
Анастасия КАРЕЛИНА, Гульбара ТОЛОМУШОВА, ВБ