«В ДУХОВНОСТИ – СЛАВА И МОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И СМЫСЛ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ»

20 Апрель 2015
 Апрель 20, 2015

Моему стародавнему коллеге и хорошему товарищу Акуну Токтосартову — 60. Смотрю на его изрядно посеребренную густую шевелюру, на открытое улыбчивое лицо и невольно вспоминаю март 1977 года, когда судьбе угодно было свести нас на одной стезе и провести по ней таких долгих и таких стремительных 8 лет. И потом, когда каждому из нас было определено другое занятие, мы продолжали тесно общаться, тем более, что и его, и мое дело входило в одну обширную сферу.

Обычно, поздравляя юбиляра, жмут ему руки, обнимают и восклицают: « — Да ты ничуть не изменился!», подчеркивая тем самым, что годы не берут их друга или знакомца. Думаю, что эти поздравители не совсем правы. С течением времени люди обязательно меняются. Весь вопрос в том, в какую сторону и в какой степени…

Конечно же, Акун Токтосартов к своей круглой дате пришел во многом другим. Пытливые, с чуть-чуть озорным прищуром глаза, стали еще более проницательными, речь — размеренней и внушительней, а движения и походка мягкими и степенными. Весь его облик — это олицетворение основательности и представительности. Однако при всей респектабельности вида ощущается внутренняя энергия, которая в любой момент готова раскручивать маховик нового дела. В числе главных его приобретений последних лет — глубина и масштабность суждений, их убежденность и твердость в главном, принципиальном.

Разумеется, все эти качества были «запрограммированы» матушкой природой и во многом «получены в наследство», но был еще один немаловажный фактор, кузнецом которого стал сам сегодняшний юбиляр. Я имею в виду его счастливую способность усваивать жизненный опыт. Иными словами, Акун был и остается учеником мудрейшего учителя — жизни.

Буквально с первых дней его появления на свет жизнь преподносила ему урок за уроком. При этом, многие из них были то слаще сладкого, то горче горького.

Дело в том, что у родителей Акуна было 9 детей. Но, так уж было предписано свыше, Все они умерли в младенческом возрасте.

Энергичный Саид, деятельная доброта которого заслуживает отдельного очерка, и беспокойная Суксур видели в Акуне последнюю надежду, последнюю возможность продолжения рода и своего пребывания на земле.

Сказать, что родители лелеяли сына, значит, ничего не сказать. Они, как трепетные птицы, склонялись над ним, оберегали, как последнюю свечу, последний огонек. Все самое лучшее, самое дорогое и доброе, чем были наполнены их сердца и разум, они вдыхали в своего ребенка.

Это были приятные, сладкие подарки жизни, а горькие дни шли чередой, без расписания, часто и грубо врываясь и без того бедственное житье-бытье: Акун родился в год начала Великой Отечественной войны. И все его детство прошло под двумя распростертыми над ним крыльями.

Одно, родительское, нежное и солнечное, а другое, военное, — черное и колючее…

Мало-помалу из мрачного крыла стали выпадать жесткие перья и на их месте вырастали новые, теперь уже теплые и лучезарные. Репрессированный отец вернулся из пятилетнего заключения. Жизнь входила в свою колею… Но те страстные, глубинные чаяния, желания доброты и жизнестойкости, переданные маленькому Акуну родителями, остались в нем навсегда, проросли в его суть, в его гены, став его талисманом и путеводителем.

Не отсюда ли в Акуне Токтосартове все то, что во все времена, при всех общественных системах, было в народе ценнее ценного — доброта, соучастие, сострадание, долготерпение, то есть все то, что обозначается еще недавно малознакомым словом толерантность.

И не это ли свойство его натуры определило род его занятий, место в обществе и принципы отношений с людьми? Творческая сфера не терпит крайне радикальных и твёрдокаменных руководителей, она их отторгает. Акун в течение многих лет был и остается в этой особо чувствительной среде, став одним из ее органичных благотворных проявлений.

Он прошел, все ступени служебной лестницы и достиг ранга министра. Понадобилось бы много места, чтоб хотя бы перечислить крупные дела, выполнение которых послужило наращиванию творческого потенциала республики. При непосредственном участии Акуна, его неослабном повседневном контроле были созданы Театр юного зрителя, фольклорный ансамбль «Камбаркан», объединение «Кыргызконцерт», Ошская областная филармония, камерный оркестр «Насыйкат», открыты музеи выдающихся деятелей культуры — Токтогула, Тоголока Молдо, А.Осмонова, А.Токомбаева, Г.Айтиева, С.Чуйкова.

Тот, кто никогда не соприкасался с созданием новых творческих коллективов, не сможет понять всю сложность этого дела и оценить меру настойчивости, обладания выдержкой и дипломатическим тактом. Незаурядный талант организатора и напористость были проявлены Токтосартовым при строительстве ряда районных Домов культуры и особенно при слаженном и быстром возведении комплекса «Манастын айылы», ставшего одним из значительных историко-культурных объектов республики.

Воспитанник легендарной К.Кондучаловой, Акун Токтосартов продолжал благородную деятельность по подготовке классных специалистов, по приобщению кыргызстанцев к высоким образцам мирового и отечественного музыкального, драматического и исполнительского искусства, организуя у нас гастроли прославленных коллективов Москвы и Ленинграда и одновременно направляя в другие республики наши театры, ансамбли и оркестры.

Именно на долю Токтосартова выпало первым на практике реализовывать тяжелейшую и малоприятную в области культуры перестроечную установку на самоокупаемость.

Особая страница в биографии Акуна связана с Ассоциацией «Руханият». Он ее замыслил и разработал ее концепцию. В итоге множества перипетий, хлопот и преодоления бюрократических преград была создана крупная общественная организация, пожалуй, единственная в республике по широте поля деятельности и особому значению поставленных задач. «Руханият» стала негосударственной по форме, но эффективной структурой, всемерно содействующей возрождению духовности в суверенном Кыргызстане. Всем понятно, что после угасания коммунистической идеологии, возрождение духовности, в общем, прогрессивном ее понимании, стоящей над узко партийными и конфессиональными интересами, но в то же время впитывающей все самое ценное из прошлого и настоящего, стало насущным делом общегосударственного значения.

В организации «Руханият» найдена идеальная, как мне думается, форма использования значительной части результатов предпринимательской деятельности для поддержки основополагающих позитивных политических и духовных тенденций и устремлений в новых условиях. Прежде всего, я имею в виду учреждение премий ««Руханият».

В самом деле. С развалом Союза ССР ушли в историю общесоюзные Государственные и Международные премии. В республиках остались «свои» формы поощрения. У нас, как известно, это Государственные премии в области науки и техники, а также в области литературы и искусства имени Токтогула. Это, конечно же, замечательно. Однако в силу ряда причин они не охватывают многих важных сфер общественной жизни и деятельности тех личностей, которые заслуживают широкой поддержки. Кроме того, эти премии ограничены рамками республики. С этой точки зрения, премии «Руханият» в определенной мере восполняют этот пробел, ничуть не соперничая с государственными, а лишь дополняя их.

Премии «Руханият» престижны и весомы, их присуждение системно, их могут удостоиться только те люди или коллективы, которые внесли ощутимый, общепризнанный вклад в ту или иную область. Решение вопроса о присуждении премии принадлежит Совету Ассоциации, включающему известных общественных деятелей, ученых, выдающихся мастеров литературы и искусства, а также представителей ряда диаспор, проживающих в нашей республике.

Думается, никто не станет оспаривать обоснованность выбора таких личностей, как, к примеру, М. Шаханов, Федерико Майор, Алексий II, М. Миррахимов, Хуан Антонио Самаранч, К.Кондучалова, Жорж Сорос. В этом ряду стоят имена и многих других лауреатов, назвать которые не представляется возможным из-за ограниченности газетной площади. И в то же время об их энергичном содействии поступательному движению Кыргызстана можно и должно обстоятельно говорить или готовить содержательные печатные работы. Как правило, само вручение премий происходит в торжественной обстановке, становится памятным событием и вызывает всеобщее одобрение. Двигателем и душой всего комплекса работ, связанных с премиями является все тот же Акун Токтосартов.

Он хорошо понимает душу не только творческого работника, но и быстро определяет главное, что есть в характере каждого из его собеседников. Однако, будучи генералом по должности, он никогда не позволяет себе командирского окрика. Акун умеет так донести очередную задачу коллегам-исполнителям, что она становится как бы их личным делом. И тогда до успеха — полшага.

Разумеется, в своей работе он опирается на большую группу деятельных помощников, полностью разделяющих его устремления. Лидирующее место в этой команде, бесспорно, принадлежит жене Эльмире, верному единомышленнику и энергичному сподвижнику.

Девять лет эффективного функционирования «Руханият» свидетельствуют, что ее создание было продиктовано самой жизнью и сегодня она на правильном пути. Есть все основания ожидать, что Ассоциация будет продолжать совершенствовать свою деятельность по всем направлениям, наполняя ее живительным светом гуманизма и высоким консолидирующим звучанием.

Аркадий БИТЮКОВ
заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики
«Слово Кыргызстана», 15 марта 2001г

Comments are closed.