В XXI веке особую остроту и актуальность приобрел вопрос соблюдения авторских прав. Каждый стремится защитить свое творение, будь то фотография, книга, картина или художественное произведение.
В современном мире с развитием техники и технологий защита этих прав становится все сложнее. Сейчас любой человек может зайти в Интернет и скачать понравившееся изображение, музыку или что-то другое.
Всемирный день книг и авторского права приходится на 23 апреля. В связи с датой ИА «24.kg» спросило у своих респондентов, как в Кыргызстане соблюдаются права творцов.
Джыпаргуль Садыкова, завсектором объектов авторского права Госслужбы интеллектуальной собственности и инноваций при правительстве (Кыргызпатент):
— Несмотря на новые технологии, есть старые проверенные способы защиты своего творения. Можно зафиксировать один экземпляр своего произведения в объективном виде: самому себе отправить по почте рукопись, сохранить, не вскрывая конверт, до того момента, когда может возникнуть необходимость доказывать свое авторство в судебном порядке. Также человек может заверить у нотариуса и передать ему на хранение копию своего произведения или зарегистрировать в Кыргызпатенте. Регистрация и получение свидетельства обойдутся ему в 200 сомов.
Бывают такие случаи, когда человек, написавший сценарий, собирается отправить его за рубеж или передать продюсеру. Ему очень важно иметь гарантии, что его авторство будет зафиксировано, поэтому он приходит в Кыргызпатент зарегистрировать свою рукопись. Для него это своеобразная страховка от того, что в процессе кинопроизводства и заключения договорных отношений его, скажем так, не «сбреют».
— В какой отрасли часто выявляются нарушения интеллектуальных прав?
— Однозначно сказать сложно. У нас нет такой статистики. Например, в 2014 году по статье 150 УК КР возбуждено дело по нарушению авторского права на программное обеспечение. Завершилось разбирательство тем, что стороны заключили мировое соглашение. Виновные выплатили пострадавшим около 150 тысяч сомов.
— Сколько авторов ежегодно страдает от пиратства?
— Чаще всего авторы учебных пособий. Когда есть дефицит учебников, зачастую их контрафактные экземпляры издают и продают без ведома создателей.
Если говорить об аудиовизуальных произведениях, то Кыргызпатент ежегодно проводит мониторинг рынка и определяет уровень пиратства, который достигает, по нашим подсчетам, примерно 97,6 процента.
Не так давно к нам обращался известный драматург, который обнаружил, что его книга, изданная еще в 70-е годы, продается на российском сайте. Мы посоветовали ему нанять адвоката и обратиться в российский суд. Конечно, это очень хлопотно, дорого и многие не хотят судиться, но это была реальная возможность защитить свои права.
— Насколько необходимы поправки в закон?
— Закон КР «Об авторском праве и смежных правах» принят в 1998 году, с того времени он претерпел несколько редакций. Последняя была принята в 2014-м. В ближайшее время изменений пока не планируется, но жизнь покажет.
Эрнест Абдыжапаров, кинорежиссер:
— В сфере кино в Кыргызстане авторские права соблюдаются плохо. Поэтому люди, которые снимают фильмы, записывают песни и выпускают их, сильно страдают как в финансовом, так и моральном плане. К тому же государство не урегулировало данный вопрос. Человек, который занимается творчеством, практически находится в диком поле. В любой момент его произведения могут похитить и воспользоваться ими в своих коммерческих целях.
— Вы сталкивались с пиратством?
— Безусловно. Нам своими силами приходится «сторожить» свои труды, поэтому у нас нет возможности делать широкие прокаты фильмов. Вначале была попытка открыть кинотеатры по всей стране, но это привело к хищению картин, и заведения закрылись.
Пока борьба с пиратством у нас идет на бандитском уровне. Приходится договариваться с большими «пиратами», чтобы они были более снисходительны к творческим людям. А защиты авторских прав со стороны государства как таковой нет.
— Вы, как режиссер, не чувствуете, что ваше творение охраняется законом?
— Я не то, что это не чувствую, а вижу полное отсутствие закона (смеется).
— Вы считаете, что необходимы определенные поправки в законодательные акты?
— Нужно ужесточить наказание тех, кто занимается реализацией, продажей пиратской продукции. Чтобы ни у кого не возникло желание заниматься контрафактными товарами. Если это на законодательном, исполнительном уровнях восторжествует в Кыргызстане, то искусство начнет делать большие шаги в развитии.
— Каждый режиссер сталкивается с пиратством?
— Да, но самое ужасное, что мы сейчас в течение двух-трех лет охраняем свои труды, поэтому у жителей регионов нет возможности сразу же просмотреть наши картины. Фильмы на широкий экран выходят только в нескольких больших городах. Это ограничивает наши возможности и желание массовой аудитории познакомиться со свежими работами отечественных режиссеров.
По вопросу нарушения авторских прав мы не раз обращались и в госорганы, и к депутатам, но почему-то он не решается, и поэтому мы уже стараемся сами как-то урегулировать и решать проблемы своими инструментами и механизмами, в частности договариваться с «пиратами».
Олег Бондаренко, исполнительный директор Ассоциации издателей и книгораспространителей:
— В сфере книг и литературы у нас в стране нет столь видимых нарушений авторского права, но так однозначно сказать тоже нельзя, потому что, возможно, где-то они и есть. Но в последние годы о подобных фактах я не слышал. Это связано не с тем, что мы такой законопослушный народ, а просто потому, что сама книжная отрасль сегодня не приносит коммерческой прибыли и пираты этим не занимаются.
Был случай, когда казахи практически переписали всю театральную постановку нашего автора, сделанную по мотивам произведения Айтматова.
Громких дел мало, и поэтому сказать, что в сфере книгопечатания это массовое явление, не совсем правильно.
Законодательство в Кыргызстане хорошее. Но есть одна проблема — несостыковка с нормами и положениями других стран, вследствие чего нашим гражданам очень сложно привлечь к ответственности злоумышленников, если нарушены их авторские права за рубежом. В данном вопросе в республике нет механизмов взаимодействия между странами. И поэтому наши авторы не подают в суд, зная, что это бесперспективно.
Асель Мамбетова, доцент БГУ имени К.Карасаева:
— Авторское право лучше всего соблюдается в книгопечатании, поскольку у нас в стране есть Книжная палата, существуют законодательные процедуры, действует закон. Например, в КР хорошо защищены авторские права Чингиза Айтматова. Для публикации его фотографий необходимо специальное разрешение от уполномоченной юридической компании. И это хорошо.
Сегодня многие деятели искусства, фотографы делают снимки известных персон культуры и тоже регистрируют свои работы в Кыргызпатенте. Они получают право на авторство. Однако мы сталкиваемся с другой тенденцией — неограниченными возможностями Интернета. В сети можно найти множество материалов, где не указывается ссылка на авторство. Поэтому сегодня на пространстве СНГ идет активная дискуссия, которая иногда уходит в крайне негативную плоскость — к ограничению свободы слова и в другую крайность — безнаказанную псевдосвободу.
Опыт такой страны, как Австралия, на мой взгляд, может стать хорошим примером для изучения защиты авторского права. Насколько мне известно, Кыргызпатент достаточно активно и плодотворно работает в этом направлении.
— А как соблюдаются авторские права преподавателей вузов? Есть ли факты плагиата в научных работах?
— Данный вопрос уже решается в стенах Высшей аттестационной комиссии. Специальное оборудование антиплагиат позволяет обнаружить подобные формы применения трудов других авторов. Однако не стоит забывать, что сама форма организации науки в Кыргызстане сегодня отличается от западной системы. У нас есть определенные требования к работам аспирантов, а также к трудам, претендующим на докторскую степень.
Нуржамал Ганыева, ИА «24»