«В ДУХОВНОСТИ – СЛАВА И МОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И СМЫСЛ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ»

17 Январь 2016
 Январь 17, 2016

Не многие знают, что в 1986 году писатель Чингиз Айтматов был награжден Детским орденом Улыбки. Награда с изображением улыбающегося солнца присуждается людям, приносящим детям радость. Особенностью ордена является то, что его рыцарей избирают дети. В 1979 году Организация Объединенных Наций придала ему статус международного.

В настоящее время орденом награждены 903 человека из 45 стран. В их числе и народный писатель Кыргызстана Чингиз Айтматов, который по традиции на церемонии вручения награды выпил стакан лимонного сока… улыбаясь. 10 июня исполнится два года, как писателя, утверждавшего, что современный мир находится «в преддверии нового скачка сознания», который состоит в понимании того, что главное предназначение человека и человечества — «победить в себе Зло», нет. Остались бесценное творческое наследие и память о нем. С вопросом, что для вас означает сохранить память о народном писателе Чингизе Айтматове, ИА «24.kg» обратилось к своим читателям.

Элеонора Прояева, преподаватель АУЦА, лауреат премии журнала «Литературный Кыргызстан»:
— Сохранить память — просто читать, неспешно и внимательно. Делиться тем, что прочитал и понял со своими детьми, ведь именно они понесут эту память дальше. Чингиз Айтматов — первый, кто глубоко проник в проблему беспамятства (манкуртизма). Это болезнь нашего времени, люди теряют память о прошлом, плохом ли, хорошем, и поэтому повторяют ошибки своих предков.
Особая тема — память о великом земляке и современнике, которая обязательна для духовного здоровья общества. В наше время очень важно возродить вечные ценности, которые являются нравственной основой произведений Айтматова. Жить вне этих ценностей — значит, потерять себя, утратить связи в обществе, в итоге лишиться государства.

Михаил Левантовский, поэт:
— Мне думается, что память о нем не угаснет. Это что-то такое непременное, неоспоримое. Как и то, что солнце по утрам восходит, а вечером заходит. Нужно продолжать прививать молодым людям любовь к живому слову, и тогда этот вопрос не будет иметь значимости, так как отпадет сам собой. Его будут помнить всегда.

Олег Бондаренко, главный редактор электронной библиотеки «Новая литература Кыргызстана»:
— Что ни говори, а Айтматов является основоположником отечественной литературы, как в свое время Пушкин стал основоположником русской поэзии. Естественно, и до Чингиза Айтматова в Кыргызстане были писатели (как и до Пушкина в России — поэты), но я имею в виду некое знаковое событие, благодаря которому литература в нашей стране — только зарождающаяся, в общем, пока незатейливая, без традиций, — стала Литературой. В этом смысле значение Айтматова нельзя переоценить.
Чингиз Айтматов есть универсальная точка отсчета. И, следовательно, сохранить память о нем — значит, поддерживать на должном уровне созданную им «систему координат». Память — это не гранитные монументы и бронзовые бюсты. Это состояние общества, при котором культурная жизнь ни на минуту не останавливается, она кипит, бурлит, и чувствуешь гордость за Отечество. Память — это национальная литература, достойная зачинателя. И адекватное отношение общества к творцам, которые следуют проложенным Айтматовым путем. Лелеять тех, кто идет ему на смену, заботиться о них, поддерживать, а не бросать на произвол судьбы — вот это и есть подлинное сохранение памяти великого народного писателя.

Кристина Авдеева, лингвист-переводчик:
— На мой взгляд, выработанный рецепт — выпуск произведений, включение их в школьную программу, переименование улиц, площадей, зданий, установление памятника — реалистичен, но в нем нет одной важной составляющей… Ведь писатель в своей работе не ставит для себя целью достижение таких «благ». Он в первую очередь хочет донести свои взгляд, идею и мировоззрение.
Чингиз Айтматов всегда писал о любви к своей стране, традициям, проповедовал гуманизм. На мой взгляд, лучший способ сохранить память о нем — относиться бережно и с уважением к тому, во что он верил и что любил. Это утопично и абстрактно. Но было бы прекрасно, если каждый хотя бы стремился к этому.

Александр Рогоза, журналист газеты «Комсомольская правда»:
— Как ни крути, Чингиз Айтматов — это мировая литературная величина. Для Кыргызстана это большая честь, что автор десятков столь значимых произведений — наш соотечественник. Мне кажется, сохранять память о таком человеке для будущих поколений нашим властям необходимо всеми доступными средствами и инструментами. Уж поверьте, любых усилий много не будет! Попробуйте припомнить хоть одного кыргызстанца, который по степени узнаваемости в мире и вкладу в мировую культуру мог бы встать в один ряд с Айтматовым? Думаю, что другой фамилии вам на память и не придет.

Родион Литвинов, музыкант:
— Хранить память об этом (или другом) писателе — значит, следовать изречению «О мертвых либо хорошо, либо ничего». Айтматов был истинным патриотом, выдающейся личностью, вот о чем нужно помнить. И, исходя из постановки вопроса, следует идти по стопам писателя, противостоять «западизированию» современного общества. Хранить память не только о человеке, но и о его делах.

Гульшат Юлдашева, редактор интернет-портала:
— О Чингизе Айтматове память сохранять не надо. Она в крови всех кыргызстанцев, и не только их. В свое время Юсуф Баласагунский оставил миру «Благодатное знание», помогающее человеку найти правильное решение в любой жизненной ситуации. Гений Айтматов помог людям, извините за пафос, стать гражданами Вселенной. Перу еще одного из величайших писателей современности — Габриэля Гарсиа Маркеса — принадлежит афоризм «Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой». Айтматова надо помнить хотя бы потому, что, когда мы с ним, мы выше, лучше, добрее.

Александр Кацев, доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии педагогических и социальных наук:
— Сохранять память — это, во-первых, читать. Писатель существует, пока его читают и будут читать. Так его память будет освящена и воплощена. Есть фраза, от которой все вздрагивают: «В республике нужно ввести моду на чтение». Когда такая мода будет введена, для нас не будет иметь значения, кто представил в ЮНЕСКО эпос «Манас».
Мы нелюбопытны и ленивы. То же самое относится и к творчеству Чингиза Айтматова. Он, конечно, для кыргызской культуры стоит сразу за «Манасом». Но никто у нас не говорит, что надо его читать, никто у нас не говорит, что надо ввести моду на чтение «Манаса». Если какой-нибудь большой начальник начнет рассказывать об Айтматове, цитировать его, за ним потянутся остальные. Говоря об Айтматове, мы порой делаем то, чего он сам боялся: барабанный бой заглушает музыку скрипок…

Дмитрий Орлов, директор независимого аналитического центра «Игла»:
— Самое главное средство сохранить память о Чингизе Айтматове — не забывать, кто он, собственно, такой и что сделал для Кыргызстана. К сожалению, Александр Сергеевич Пушкин сказал в свое время: «Мы ленивы и нелюбопытны». При нынешних условиях абсолютного неуважения к собственной истории имя Айтматова могут забыть совсем скоро.
Говоря языком современных маркетологов, Айтматов — это бренд. И если этот (да и любой другой) бренд не поддерживать материально, к нему быстро потеряют интерес. Необходимо проводить работу по тому, чтобы наследие Айтматова приходило в каждый дом в мире, не говоря уже о Кыргызстане, на любом доступном носителе, будь то книга или CD-диск. Надо суметь объяснить человеку, который только-только приобщается к его творчеству, чем именно он ценен потомкам.
Важно, какую память Кыргызстан оставит о себе в мире — как страна вороватых президентов или Родина великого Айтматова. Так что у республики всегда есть возможность выбирать, что ей больше нравится.

Каныкей Манасова, ИА «24»

 

Comments are closed.