«В ДУХОВНОСТИ – СЛАВА И МОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И СМЫСЛ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ»

Глашатай разума и гуманизма на все времена

5 Январь 2019
 Январь 5, 2019

Международная ассоциация содействия возрождению духовности «Руханият» еще до внезапного ухода из жизни Чынгыза Айтматова приняла решение издать его собрание сочинений на кыргызском языке в восьми томах. Великий писатель и выдающийся общественный деятель с искренним удовлетворением воспринял это намерение ассоциации, тем более, что приближался его юбилей – 80-летие со дня рождения.

Известно, что произведения классика кыргызской и русской литературы неоднократно выходили в свет на его родном языке. Однако издавались они в разные годы, разными тиражами и разрозненно. Сегодня нет никакой уверенности, что книги Ч.Айтматова на государственном языке имеются у большинства его соотечественников, особенно, если принять во внимание, что население республики постоянно пополняется обширной массой кыргызстанцев новых поколений.

Следует также иметь в виду, что по данным серьезных источников книги Ч.Айтматова переведены на 150 языков мира, а их общий тираж превысил 40 миллионов экземпляров. Ассоциация «Руханият» убеждена, что каждая кыргызская семья должна иметь полный комплект романов, повестей и публицистических выступлений нашего прославленного земляка.

Тут, конечно, может возникнуть вопрос: почему всем нам надо знать произведения Чынгыза Айтматова? Для многих образованных, культурных людей этот вопрос может показаться излишним и даже странным. И, тем не менее, на наш взгляд, следует изложить здесь некоторые пояснения.

В настоящее время, как было и прежде, во всех странах мира живут и трудятся писатели и поэты, число которых всегда было довольно внушительным. Каждый автор-профессионал наделен определенным талантом, каждый стремится быть услышанным, хочет донести до читателей и слушателей свое отношение к окружающему его миру, к его современникам, поделиться своими чувствами и суждениями о происходящих в обществе событиях и явлениях. При этом творчество каждого автора получает соответствующий общественный резонанс. Сила и радиус воздействия обнародованных произведений, которые в большинстве случаев существенно разнятся, как раз и определяют место писателя в истории литературы и, конечно же, в истории, прежде всего его родного Отечества.

Вне всякого сомнения, имя Чынгыза Айтматова стоит совершенно особняком, оно возвысилось над именами его многочисленных коллег-современников в большинстве стран, а его творчество, благодаря присущей ему художественной мощи и всеобщей потрясающей значимости раскрываемых острейших проблем, стало непроходящим особо притягательным явлением в мировой культуре.

Чынгыз Айтматов – первый из кыргызских писателей, чьё творчество было удостоено Ленинской премии и трех Государственных премий СССР. Он – Герой Социалистического Труда, Герой Кыргызской Республики. Примечательно, что высшие руководители бывшего СССР и ставшей затем суверенной России с интересом воспринимали суждения по насущным проблемам нашего выдающегося мастера слова и крупного общественного деятеля.

Чынгыз Айтматов – первый из кыргызстанцев, чья многогранная деятельность была отмечена огромным числом наград, престижных премий и призов и других знаков признания многочисленных государственных и общественных организаций ближнего и дальнего зарубежья.

Чынгыз Айтматов – первый из крупных деятелей культуры Кыргызской Республики глубоко осознал реальную опасность, угрожающую человечеству в результате безудержного роста личного и государственного эгоизма, всеобщего попустительства разгулу бездуховности, безнравственности, открытой и вызывающей алчности.

Чынгыз Айтматов был первым из писателей бывшего Союза ССР выдвинувших идею солидарности, сближения и сотрудничества деятелей культуры мирового уровня в интересах укрепления взаимопонимания между народами и снижения напряженности между государствами. Практическая реализация этой прекрасной идеи нашла свое проявление в неоднократном проведении в Кыргызстане Иссык-Кульского форума, инициатором и организатором которого был Чынгыз Айтматов.

Чынгыз Айтматов был неутомимым пропагандистом взаимообогащения культур народов, горячо поддерживал все начинания в этом направлении и принимал личное участие в проведении крупных мероприятий. Вместе с тем он трепетно относился к народному творчеству кыргызов, всячески возвышал его значение не только в деле сохранения бесценного национального богатства, но и как средство неиссякаемой художественной выразительности. Известно, с какой горячей заинтересованностью он относился к великому эпосу «Манас», как много бесценных суждений высказал по поводу этого общенародного сокровища.

Все свои сокровенные мысли, всю редкую силу своих чувств Чынгыз Айтматов навсегда запечатлел в своих удивительных повестях и романах.

Вполне понятно, что в задачу данного предисловия не входит анализ произведений писателя, да это было бы просто невозможно.

О богатейшем творческом наследии Чынгыза Айтматова написано немало книг, защищены и будут защищаться диссертации, кыргызские и зарубежные литературоведы и критики опубликовали несчетное количество статей и рецензий. Такое постоянное, углубленное внимание к произведениям нашего писателя является одним из убедительнейших свидетельств их значения и всеобщей востребованности.

Творчество Чынгыза Айтматова – это внушительная и постоянная часть активно функционирующей культуры Кыргызской Республики. Сегодня уже невозможно представить, насколько бы обеднела не только наша литература, но и кино, театральное, музыкальное, изобразительное искусство и публицистика, не располагай Кыргызстан таким редким обилием айтматовских произведений, несущих неиссякаемый заряд созидательной духовности.

На всем протяжении своего жизненного пути Чынгызу Айтматову довелось повидать и пережить немало драматических и трагических событий, оставивших на его сердце чувствительные шрамы. Еще в детские, а затем и в юношеские годы ему пришлось испытать долгие страдания, вызванные арестом отца, полным неведением о его судьбе, а затем, как оказалось, его гибелью. Каждый период в процессе взросления и мужания будущего властителя душ и умов был сопряжен с нескончаемым преодолением тягот и лишений. Непосильные беды Великой Отечественной войны, тяжкое послевоенное лихолетье, более чем скудное материальное положение – все это неотвратимо побуждало пытливый ум Чынгыза к глубоким раздумьям и поискам ответов на непростые вопросы, навязываемые самой жизнью с малопонятными порядками. Обильную пищу для беспокойства и размышлений давали и последующие годы. Чего стоит, к примеру, разоблачение культа личности Сталина, повлекшее тягостную переоценку прошлого, последующие неразумные эксперименты по управлению народным хозяйством, а в конце 80х годов еще более непродуманная и в итоге пагубная перестройка с неуклюжим переходом к так называемой демократии, обернувшейся ничем иным как всесилием вседозволенности…

Все эти общественные потрясения не могли пройти стороной, они воспринимались писателем с болью и недоумением. А позднее его разочарование еще более усугубилось, когда экономически процветающие державы стали всюду и везде усматривать свои жизненные интересы и открыто претендовать на главенствующее положение в мире.

Мотивы противоречивости и непредсказуемости происходящих на планете процессов, явной неготовности человечества успешно противостоять вызовам зла и нежелание его решительно встать на защиту своего будущего нашли свое яркое и глубокое воплощение в последних романах Чынгыза Айтматова «Тавро Кассандры» и «Когда падают горы».

Не будем скрывать, некоторая философичность и сложность этих произведений требует от читателей, многие из которых охвачены торопливостью и суетой, определенных умственных усилий и желания понять призывы умудренного автора и его тревогу за завтрашний день современников. Зато те, кто отвергает пустопорожную литературную макулатуру, кто тяготеет к серьезным авторам, единожды углубившись в повествование сына кыргызских гор и степей, навсегда остается их приверженцем.

Общепризнанно, что сочинения Чынгыза Айтматова – это произведения редкого качества. Они не подвержены модным изменчивым ветрам, перепадам политической конъюнктуры. Они далеко от спекулятивной, нарочитой занимательности во имя привлечения нетребовательных читателей и получения материальной выгоды. В книгах нашего земляка не сыщешь и намека на потакание сомнительным вкусам, всему низменному и пошлому, что исподволь разъедает не только душу и разум отдельного человека, но и подрывает нравственное здоровье общества.

Рассказывая о тех или иных историях, Чынгыз Айтматов поднимается из глубинных, неведомых нам ранее обобщений общечеловеческого значения, акцентирует внимание читателей на угрожающе разрастающихся проблемах, которые нельзя одолеть народам без нравственного самоочищения, без действительного, а не декларативного объединения их усилий для фактической, а не словесной борьбы с застарелыми и новыми, еще более агрессивными людскими недугами.

Хорошо понимая, что совершенствование человека – дело не одного дня, что никакой лобовой атакой победы не достичь, писатель призывает нас не опускать руки, делать то, что в наших силах, не забывать давно провозглашенные, простые, но по сути фундаментальные заповеди, пренебрежение которыми неминуемо приведет к разрыву взаимосвязей между людьми, самоликвидации человеческого рода.

Все рассказы, новеллы, повести и романы Чынгыза Айтматова, его __________ -беспокойная публицистика, все его проникновенное творчество проникнуто незатухающим пафосом утверждения в человеке всего истинно человеческого, созидательного, разумного и гуманного и одновременно восприятием нетерпимости, агрессивности, ограниченности и бездуховности.

Созданные воображением писателя образы Данияра, Джамили, Ильяса, Асели, Дюйшена, Алтынай, Момуна, Едигея и других привлекательных героев воспринимаются нами как живые, реальные люди, а их яркие, особенные характеры хорошо запоминаются и становятся таким образом для нас своими, вызывая неосознанный процесс нашего к ним приближения.

Чынгыз Айтматов – плоть от плоти кыргызского народа, его неповторимой, благословенной земли. Пожалуй, нет другого волшебника слова, который бы так вдохновенно, так искренне  и так проникновенно выразил бы свою беспредельную, сыновнюю любовь к своему родному краю и населяющим его людям.

Чувство глубокой привязанности к родному Отечеству настолько объемно и настолько сильно, что оно распространилось на всю планету и не могло не вызвать пристальный взгляд писателя, обладающего аналитическим умом и восприимчиво – отзывчивым сердцем. Увиденное Чынгызом Айтматовым с высоты его необъятного кругозора вызвало в нем не только восторг, но и глубокое беспокойство от того состояния, в котором оказалась матушка — Земля вследствие неразумного, варварского обращения людского рода со своей первоосновой и кормилицей. Охватившая его грусть и негодование выплеснулось на страницы книг, каждая из которых – это Гимн – тоска по Человеку, его Разуму, всеобщей Гармонии и великой Радости жизни, страстный призыв к Миру и Братству между народами.

… Уход из жизни Чынгыза Айтматова обусловил возникновение у нас новой грани в восприятии писателя, осознании факта включения сына кыргызского народа в блестящую мировую плеяду монументальных фигур XX-XXI веков.

Этот венценосный эпилог, знаменующий нескончаемость айтматовских повествований, побуждает нас не только преисполниться гордостью за своего великого соотечественника, но и, что гораздо важнее, неустанно и последовательно постигать его глубинные мысли, суждения и выводы о нашем беспокойном времени и о нас с вами.

Чынгыз Айтматов, который еще недавно находился среди кыргызстанцев, живо и заинтересованно общался с коллегами, друзьями, аксакалами, юношами и девушками и решивший уже не покидать родной край, теперь волею могущественной Судьбы вознесен на вершину высочайшей горы планеты, горы с прочнейшим основанием и неспособной обрушиться. Обретя место своего вечного пребывания, наш писатель, великий поборник разума и гуманизма, обращается к человечеству своим раскатистым, проникновенным голосом.

Люди! – провозглашает он, — придержите свой суетливый бег в никуда! Оглянитесь вокруг. Постарайтесь распознать, прежде всего, себя и свою цель. Поразмышляйте и решите, в чем истинное счастье человека. Обратитесь к Здравому смыслу и руководствуйтесь только им в своих намерениях и действиях. Помните! Человек – венец Природы, но как он еще далек от совершенства! Забвение этой истины неминуемо приведет к вырождению человеческого рода…

Соотечественники! Уходя от вас, я оставляю вам свои сочинения, неполный итог волнений моего сердца и многолетних размышлений. Несмотря ни на что, я верю и надеюсь! …

Президент Международной ассоциации содействия возрождению духовности «Руханият» — Акун Токтосартов, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 8 = 17