«В ДУХОВНОСТИ – СЛАВА И МОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И СМЫСЛ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ»

Нима Кианн: У кыргызстанских артистов балета очень неплохой уровень подготовки

10 Август 2015
 Август 10, 2015
Категория: Культура, Новости

В эти дни в Кыргызстане пребывает известный артист балета, хореограф Нима Кианн, основавший в Швеции Новый иранский национальный балет Les Ballet Persan. В Бишкеке он занимается подготовкой наших артистов к гастролям в Канаде для участия в престижном фестивале Tirgan Festival, который состоится 22-23 августа. Честь страны будут защищать Надырбек уулу Канат, Элес Арыков, Талант Бекишов, Айзада Тумакова-Акматова, Мадина Минжилкиева и Айжамал Абдрахманова.

Между репетициями Нима Кианн и заслуженная артистка КР Айзада Тумакова ответили на вопросы ИА «24.kg».

— Как вы узнали о фестивале, и как удалось попасть в число его участников?

А.Т.: Мы давно знакомы и дружим с Нимой Кианном. Первый проект с ним был в 2012 году, когда мы работали в Душанбе и делали классический репертуар. И как раз моя первая поездка за рубеж была с душанбинским театром. Мы были в Германии и танцевали практически весь репертуар Нима Кианна, который был в Les Ballet Persan. Очень сложной тогда была программа. И с тех пор мы поддерживаем постоянную связь. А о фестивале мы узнали от самих его организаторов.

— Кто помог, чтобы ваша поездка в Канаду стала возможной сейчас?

А.Т.: В первую очередь сами организаторы. Какую-то часть финансовой помощи взял на себя директор нашего театра Болот Осмонов. К сожалению, в нашей стране мало меценатов, поддерживающих искусство. Есть известный хирург Эрнст Акрамов, который всегда поддерживает артистов, театр и по собственной воле проводит благотворительные концерты. Но, повторюсь, таких людей мало.

— Много ли денег требуется для участия в фестивале?

А.Т.: Точную сумму не могу назвать, так как не занимаюсь финансовым вопросом. Но только перелет в одну сторону на человека стоит $2,5 тысячи. Добавьте сюда проживание в гостинице, костюмы. Думаю, денег требуется достаточно много.

— Расскажите о номерах, которые покажете на фестивале.

А.Т.: Мы подготовили пять номеров. Уже год назад состоялись переговоры о том, что мы примем участие в Tirgan Festival, какая у нас будет программа, и кто из артистов поедет. Балетмейстер Эмиль Акматов (супруг Айзады Тумаковой – прим. ИА «24.kg») работал с нами здесь в Бишкеке, а Нима Кианн руководил постановками из Швеции с помощью Интернета.

Первый номер «Араш» — это одноактный балет длительностью почти в полчаса. Главную партию будет исполнять Надырбек уулу Канат. Все шесть артистов, едущих в Канаду, будут задействованы в каждом номере. Второй – модерн-балет Dancing of the Dispersed souls. К слову, это направление танцевального искусства не сильно развито в Кыргызстане так, как во всем мире, скажем. Для модерн-балета нужны хореографы, а их у нас нет. Третий – иранский фольклорный танец «Бахары». Четвертый – азербайджанский танец, очень красивый, быстрый и задорный. Последний номер называется «Цветы». Мы, танцующие девушки, облачимся в костюмы трех разных цветов и…

— Знали ли вы, Нима Кианн, до момента сотрудничества с нашими артистами что-нибудь о Кыргызстане?

Н.К.: Много лет назад я читал о Центральной Азии и странах региона: Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Так, я сначала познакомился с вашей республикой с помощью Интернета, узнавал, какие есть компании и люди, занимающиеся балетом, его развитием и продвижением в стране и за рубежом. Потом состоялось знакомство с Эмилем Акматовым и другими деятелями балета.

Для ваших артистов балета участие в зарубежных фестивалях – хороший опыт, и от возможности поработать с приезжими балетмейстерами никогда не следует отказываться. Потому что практически все они требуют одного: повышения дисциплины на репетициях, трудолюбия, упорства и мастерства.

— Как вы оцениваете уровень наших танцоров?

Н.К.: Классический танец у кыргызских артистов на высоком уровне, но над модерн-балетом нужно еще много работать. Почему именно он? Потому что в настоящее время в странах Европы и США люди ходят на него, они хотят видеть спектакли именно в этом направлении. Классика тоже востребована, но меньше. Поэтому репертуар зарубежных театров обязательно включает в себя классический и модерн-балеты. У кыргызстанских артистов балета уровень подготовки очень неплохой. Руководству театра и страны следует постараться создать для них достойные условия работы, стремиться удержать их в Кыргызстане.

— Айзада Тумакова является солисткой балета Les Вallets Рersans. Представители каких еще стран входят в его труппу?

Н.К.: Репертуар нашего балета полностью посвящен иранской культуре. На данный момент в нем работают артисты более 35 национальностей.

— Много лет вы живете и работаете далеко от родины. Скучаете ли вы по ней и собираетесь ли когда-нибудь вернуться?

Н.К.: Я покинул Иран в 1987 году, когда мне было 17. Я был вынужден это сделать, так как после Исламской революции в Иране в 1978-м балет, как и другие классические виды искусства, был запрещен. Мне было трудно оставаться. С тех пор я не был там. Скучаю по родине и мечтаю вернуться.

Les Вallets Рersans – возрождение бывшего национального балета Ирана. К настоящему времени мне удалось наладить связь с официальными властями страны. Вполне возможно, что скоро удастся вернуться и представить наше искусство.

Источник: ИА «24»

Comments are closed.