Ош объявлен в 2019 году культурной столицей всего тюркского мира. Такое единогласное решение 18 декабря приняли министры культуры стран-членов ТЮРКСОЙ, собравшиеся в турецком городе Кастамону. Старт культурным мероприятиям в честь такого грандиозного события будет дан во время празднования Нооруза, об этом в интервью журналистам сказал мэр Оша Таалайбек Сарыбашев. Для Кыргызстана это уникальная возможность продемонстрировать богатейшую историю Оша всему тюркскому миру и дать старт новым культурным проектам.
Появится наконец квартал ремесленников?
И, конечно же, это повод вдохнуть новую жизнь законсервированным проектам, имеющим прямое отношение к истории города. Например, это невезучий проект по созданию квартала ремесленников рядом с мечетью рабат Абдулла-хана II. История этого проекта тянется аж с 80-ых годов прошлого столетия, когда впервые была озвучена идея по созданию оригинального ремесленного квартала у подножия Сулейман-горы. С тех пор мало что изменилось. Только вывеска поменялась на бывшей улице Алебастрова, в 2009 году ее переименовали в улицу Ремесленников. Может быть в этот раз этот проект обретет реальные очертания, тем более научно-исследовательским проектным бюро “Кыргызреставрация” был подготовлен проект по регенерации этой улицы. Думаем министерству культуры, информации и туризма КР есть над чем подумать, чтобы Ош по-настоящему стал культурной столицей всего тюркского мира. В истории Оша все еще много белых пятен, которые нуждаются в изучении и популяризации.
Малоизученные памятники династии Шейбанидов
Мало кто знает, что знаменитая соборная мечеть рабат Абдулла-хана II (наша газета неоднократно писала об истории этого культового сооружения) является единственным памятником архитектуры времен династии Шейбанидов на территории Кыргызстана! Это уникальная мечеть была построена в 16-ом веке на месте разрушенной к этому времени другой мечети, которая упоминается в историческом трактате прославленного Бабура, который заложил основы империи моголов на Индостанском полуострове. У этой мечети, пережившей смену нескольких эпох, уникальная история, а квартал в котором он находится в глубокую старину называли “улицей шейхов” из-за обилия мечетей и медресе. К сожалению, многие памятники архитектуры и истории Оша были разрушены во время антирелигиозной кампании в 60-ые годы прошлого столетия. Возродить их нереальная задача, хотя в мире есть прецеденты, когда при мощной государственной и спонсорской поддержки некоторым странам удалось буквально с нуля возродить разрушенные дотла городские кварталы с учетом строительных особенностей оригинала. Мы же можем только изучить и популяризировать утраченные знания. К примеру, можно было запустить проект по изучению истории и наследия мавзолея Алымбек-датка или Белой мечети, построенной влиятельным кокандским военачальником Абдурахман-аптабачи.
“Русский период” в истории Оша или что такое “памиль чай”?
Мало изучен, так называемый “русский период” в истории Оша, когда в городе появились первые кирпичные здания. До этого в городе в основном строили глинобитные строения или с применением специального плиточного кирпича с примесью ганча. В этот период, в конце 19 — начале 20 века, в Оше появилась первая гостиница “Москва” и городской парк, который сегодня известен под именем Токтогула. Еще в наследство от того времени осталось слово “памиль чай”. Так в Оше называют черный чай, хотя по правилам тюркских языков правильней будет перевести его “кара чай”. Все началось с 26-ти российских купцов первой и второй гильдии, из которых двадцать постоянно проживали в Оше. Так вот самыми известными и крупными из них были купцы Филатовы и Тузины. К началу 20-века российский купец Филатов монополизировал всю городскую торговлю чаем, сахаром, кофе и пряностями. Самым популярным товаром у Филатова был отборный индийский черный чай, который продавался под маркой “Фамильный чай Филатовых”. Местные не могли правильно выговорить его название, поэтому просто говорили “памиль чай”. Уже давно нет Филатовых, с тех пор даже название страны дважды поменялось, а ошане продолжают называть качественный черный чай “памиль чай”. Эта история очень популярна среди ошских старожилов, чем не рассказ для туристического буклета? Еще первый в Кыргызстане, и второй во всей Центральной Азии профессиональный театр появился именно в Оше, об этом также подробно писала наша газета. У истоков создания этого театра стояли сыновья знатных имамов и писаря самого Алымбек-датки. Интересных и увлекательных историй много, нужно только изучать и популяризировать их. У Оша нет элементарной туристической карты! А те, которые бесплатно раздаются в гостевых домах не в счет, они малоинформативны и охватывают только центр города. Еще можно было поменять все указатели улиц, чтобы они были единого образца и стиля. В городе нет туристических киосков, где гости, и туристы могли бы получить исчерпывающую информацию о туристических объектах, гостевых домах и гостиницах, истории Оша и купить сувениры. И, наверное, нужно освободить центр города от караоке, точек по продаже мороженного, прокатчиков детских машин и любых лотков. Давно пора освободить город от уродливых рекламных вывесок. Здорово, что городские власти предпринимают в этом направлении конкретные шаги.
Знаменитый старый базар в Оше сильно пострадал во время событий 2010 года. В течение восьми лет ничего конкретного не предпринималось для того, чтобы возродить его в полной мере. Сегодня оживленная торговля ведется только на участке, вдоль реки Ак-Буура, а старая часть базара, где продавали фрукты, сладости, специи, рис, бахчевые постепенно приходит в запустение. Этому базару столько же лет, сколько городу. Он был такой же колоритной достопримечательностью Оша, как Сулейман-гора или старинные мечети. Он часть города, его богатой истории. Поэтому инициативу мэра Оша Сарыбашева по возрождению старого базара через создание туристического квартала нужно только приветствовать! «Это работа не на один день, а плановая, кропотливая и обязательная. На территории центрального базара с многовековой историей планируется создать специальный туристический квартал, который отражал бы этническое, культурное и историческое многообразие страны. Особое значение мы придаем реконструкции торговых рядов, магазинов и точек общественного питания. Они должны быть отремонтированы и оформлены в соответствии с национальным стилем и орнаментом. Нужно создать необходимые условия для ремесленников на старом базаре. Дороги и тротуары тоже следует оформить в этническом стиле, используя, природные материалы», — отметил мэр Оша Сарыбашев.
Международный бренд тюркских городов
По словам министра культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсоя, масштабный проект «Культурная столица тюркского мира» превратился в своеобразный бренд высокого достоинства для городов тюркского мира. Этот проект впервые стартовал в 2012 году, когда Астану назвали «культурной столицей тюркского мира». Сам проект был инициирован в 2010 году по инициативе министров культуры стран-членов ТЮРКСОЙ. После столицы Казахстана такой высокой чести удостаивались следующие города: турецкий Эскишехир, столица Татарстана Казань, туркменский Мерв, азербайджанский Шеки, казахстанский Туркестан и турецкий Кастамону. В этот раз все страны единогласно поддержали кандидатуру Оша, выдвинутую делегацией Кыргызстана. Ош первый город в стране, удостоенный такой высокой чести. К примеру, казахские и турецкие города уже дважды становились «культурными столицами» по версии этой международной организации тюркских государств, созданной в 1993 году в Алматы по инициативе министров культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции и Туркменистана. Возглавляет организацию, бывший министр культуры Казахстана Дюсен Касеинов, а официальным представителем в Кыргызстане является известный драматург, журналист Кожогелди Кулуев. Будем надеяться, что культурные мероприятия в рамках объявления Оша культурной столицей тюркского мира не будут формальными, а будут насыщенными, плодотворными и интересными.
Алмаз Исманов, Новые Лица