4 февраля легенде кыргызского балета, народному артисту СССР исполнилось бы 70 лет. «Комсомолка» вспоминает, что маэстро успел сделать для кыргызского искусства, до того как автокатастрофа оборвала его жизнь.
Это был классический коричневый портфель. Хранилище для бумаг с потертой от времени ручкой.
— Он достался мне «в наследство» после гибели Чолпонбека, и 10 лет я берег его как семейную реликвию, — младший брат звезды кыргызского балета, экс-министр соцразвития Кудайберген Базарбаев с любовью поглаживает толстую износостойкую кожу. — В 1993 году Чолпонбек возглавил Министерство культуры, а ровно через 20 лет, в 2013-м, министром стал я. С тех пор с этим портфелем не расстаюсь…
Придет время, когда семейная реликвия будет передана в музей имени Чолпонбека Базарбаева. И другие памятные вещи, когда-то принадлежавшие выдающемуся танцовщику, пополнят коллекцию. Но есть еще одно оставленное потомкам наследие, которое невозможно увидеть или пощупать. Всепоглощающая любовь к балету.
Чолпонбек Базарбаев с отцом. Глава семьи ушел из жизни рано — сказались ранения, полученные в войну.Фото: ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
«РАДИ ИСКУССТВА ВСЕ СТЕРПЛЮ»
Специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой называл Чолпонбека Базарбаева величайшим артистом и гением балета всесоюзного масштаба. Отправляясь в зарубежные гастроли, народный артист СССР всегда выступал от имени Большого театра. Представлял советскую державу.
Гениальный человек гениален во всем. Чолпонбек Базарбаев был величайшим танцовщиком Советского Союза, а когда ушел со сцены (век артиста балета, увы, недолог), добился больших успехов на госслужбе.
— Как он воспитал в себе лидерские качества? — переспрашивает Кудайберген Базарбаевич. — Мне кажется, лидерство у него было в крови. Брату исполнилось 18 лет, когда умер наш отец. Как самый старший из шестерых детей в семье, он взял заботу о нас на себя: вырастил, поставил на ноги, подарил путевку в жизнь…
Братья Базарбаевы. После смерти отца заботу о них Чолпонбек взял на себя.Фото: ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
Чолпонбек был невероятно настойчив, целеустремлен и отличался особым упорством. А как иначе в балете?! Чтобы его не отчислили из училища из-за невысокого роста, все лето подтягивался на турнике, привязав гири к ногам. Вытянулся на 17 сантиметров!
10 лет Чолпонбек Базарбаев был комсоргом в Театре оперы и балета. В 1974 году его делегировали на XVII съезд ВЛКСМ в Москву. Там при встрече с министром культуры Екатериной Фурцевой убедительно и настойчиво рассказывал о том, что фрунзенскому театру нужен капитальный ремонт. Деньги, конечно, выделили… Он вообще был очень красноречив. Считался одним из лучших современных ораторов. В совершенстве владел кыргызским и русским языками, легко переключаясь в выступлениях с одного языка на другой. Все — благодаря самообразованию.
— Когда первый президент Кыргызстана Аскар Акаев и премьер-министр Апас Джумагулов предложили его кандидатуру на пост министра культуры, брат, уже будучи директором Кыргызского театра оперы и балета, находился в командировке в Польше. Он даже не подозревал, что сразу по прилету ему придется ехать на сессию в Жогорку Кенеш. Сотовой связи ведь тогда не было, — вспоминает Кудайберген Базарбаев. — Я сообщил ему новость при встрече, обронив, что не очень поддерживаю это решение. А он удивился: «Почему?». «Пока вы деятель культуры, к вам будут относиться с благоговением, а станете министром — вами начнут командовать», — пояснил я. «Ради искусства все стерплю», — коротко ответил он. Легендарный парламент единогласно поддержал его кандидатуру, и с первого же дня он приступил к работе. О его деятельности, жизненном пути нужно рассказывать будущим государственникам. Чтобы брали пример.
Легенда кыргызского балета с супругой Надеждой. Их любовь оказалась первой и единственной, на всю жизнь.Фото: ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
Излишне говорить, каким уважением у окружающих пользовался Чолпонбек Базарбаев.
— В 1985 году в Москве проводился XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, подготовкой которого занимался я. Чолпонбек был проездом в российской столице, — рассказывает Кудайберген Базарбаевич. — Мы встретились, и он повел меня в Большой театр. Меня поразило, какой прием ему там оказали. Все работники театра, от вахтерши до коллег, приветствовали его как очень близкого и родного человека. А в зрительном зале у него было именное место с табличкой «Народный артист СССР Чолпонбек Базарбаев».
Чолпонбек Базарбаев с советским актером театра и кино Савелием Крамаровым.Фото: ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
ВЕЛИЧАЙШИЙ НОВАТОР
На посту министра культуры Чолпонбек Базарбаевич внес большой вклад в развитие искусства. Он был первооткрывателем во многих вещах. Совместно с азербайджанским коллегой Поладом Бюльбюль-оглы инициировал создание международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ. Сегодня она успешно работает и продвигает вопросы культуры и искусства на территории тюркоязычных стран. Ему также принадлежит идея учреждения Дня работника культуры (отмечается 2 ноября ежегодно с 1995 года) и первого театрального фестиваля по произведениям Чингиза Айтматова. В конце 90-х Чолпонбек Базарбаев уже был председателем Союза театральных деятелей Кыргызстана и настоял на проведении этого фестиваля. К великому писателю он относился по-особенному, уже тогда понимая его гениальность планетарного масштаба.
— Ему было нелегко. Все давалось с большим трудом, потому что, во-первых, не было финансирования, а во-вторых, многие попросту не понимали, зачем это нужно. По своим взглядам он намного опережал то время, в котором жил, — говорит младший брат деятеля культуры.
Сложнее всего было выстоять в лихие 90-е. Страна болезненно переживала процесс перехода к рыночным отношениям. Культурные площадки отдавались под рынок. Лакомым кусочком был и театр. Но Чолпонбек Базарбаевич сумел его отстоять. Сохранить благоговейное отношение к балету.
— Во все времена нужно было отстаивать и продвигать искусство, бороться за своего зрителя, — отмечает Кудайберген Базарбаев. — Такие виды искусства, как балет, всегда нуждались в меценатстве. И меценаты поддерживали его. Не просто на подножном корму, а так, чтобы ведущие солисты театра не нуждались ни в чем. Отрадно видеть отношение президента, отдельных членов правительства и депутатов, которые являются настоящими ценителями и поклонниками балета. В последние годы проведен капитальный ремонт здания, увеличены зарплаты сотрудникам. Но при дороговизне нашей жизни этого недостаточно. Театр просто нуждается в бескорыстном меценатстве.
Чолпонбек Базарбаев — величайший артист и гений балета всесоюзного масштаба.Фото: ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
УРОКИ ЛЮБВИ К БАЛЕТУ
Сегодня массовой пропагандой и продвижением балетного искусства в Кыргызстане занимается Общественный фонд имени Чолпонбека Базарбаева. При его поддержке в год юбилея деятеля культуры будут проводиться классные часы в школах, творческие вечера памяти в театрах, домах культуры по всему Кыргызстану. И кто знает, возможно, в далеком Чон-Алае или Ат-Баши найдется талантливый ребенок, который захочет заняться балетом и полюбит его всей душой. Как полюбил 10-летний Чолпонбек из села Чолпон Нарынской области. Благо, что инструменты для достижения высоких целей есть — в стране просыпается интерес к балетному искусству, открываются частные хореографические школы.
Скептики утверждают, что водить школьников целыми классами на спектакли в добровольно-принудительном порядке — это пережиток советского прошлого и попросту пустая трата времени…
— А как иначе приобщиться к искусству, — возражает Кудайберген Базарбаевич. — Меня в театр за руку водила супруга Чолпонбека, Надя жене. Сажала возле себя, и когда он танцевал на сцене, терпеливо рассказывала, объясняла. Думаете, будучи ребенком, я сразу все понял? Нет! Я тоже засыпал. Мне было неинтересно. С нетерпением ждал антракта, чтобы побегать в фойе. Но только через труд прививается вкус к балетному искусству. Нужно ходить, вникать, втягиваться, чтобы со временем стать настоящим театралом…
Жизнь гениальных людей часто обрывается неожиданно и рано. Народный артист СССР, лауреат международных конкурсов хореографического искусства Чолпонбек Базарбаев погиб в автокатастрофе 2 сентября 2002 года. Ему было 53 года. Но потомки легендарного артиста продолжают его великое дело. Его племянник Надырбек уулу Канат — премьер Приморской сцены Мариинского театра. С 2016 года в Приморском филиале Мариинки работает внук Чолпонбека Базарбаевича — Айбек Базарбаев. Выпускники Бишкекского хореографического училища им. Базарбаева востребованы в лучших театрах мира, им рукоплещут в Казахстане, России, Германии. И, конечно, не забывают танцовщики о родном Кыргызском академическом театре оперы и балета, выступая в котором всегда собирают полные залы.
— Кудайберген Базарбаевич, какой главный урок преподал вам старший брат?
— Нашей семье все давалось через труд, пот и знания. Через тернии к звездам. И он научил меня трудиться не покладая рук. А еще говорил, что надо быть честным. Доброе имя не купишь ни за какие деньги…
История любой страны не бывает безымянной. Она пишется и строится на именах легендарных людей. Имя Чолпонбека Базарбаева — одна из строчек в устоях нашей страны, раскрывающих ее истинное благородное лицо.
За свою творческую жизнь народный артист СССР сыграл более чем в 30 спектаклях.
Фото: ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА