Успех ей обеспечило удивительное сочетание красоты и актерского таланта. Она выделялась среди многих других актрис и внешностью, и творческими качествами, и даже судьбой.
Беззаботное детство
Жарким летом 1944-года в семье Турсунбаевых родилась девочка. Обрадовавшийся дедушка Турсунбай назвал ее Таттыбюбю, что в переводе означает «сладкая». Поскольку Таттыбюбю была самым младшим ребенком, она не знала недостатка в любви и нежности. Детство ее прошло под ласковым солнцем Чаека. Окруженная заботой любящих родителей и трех старших братьев, она была озорным и жизнерадостным ребенком. Но ближе всех к малышке был брат Нуркан, на которого она всегда опиралась, и будет опираться потом, во взрослой жизни.
Привыкшая играть с мальчиками, Таня (так ее называли одноклассники на русский лад) и в школе не пропускала спортивных занятий. Играла в баскетбол, волейбол, прыгала в высоту и участвовала во всех соревнованиях. Не пропускала она и кружки танцев и вокального пения. Но все-таки ее главной любовью было кино. Уже в школьные годы она отлично знала, что должна быть и станет актрисой.
В ее жилах текла кровь творческих людей. Ее дедушка был известным комузчу, современником Токтогула, а отец Мырзалы в свое время был учеником великого акына. Может быть, гены и повлияли отчасти на ее выбор профессии. От матери же ей достались прекрасные внешние данные. Казалось, будто сам судьба готовила ее к большой сцене.
Т.Турсунбаева, студентка Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н.Островского (1966 г)
Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов
Юная красавица
Когда она достигла совершеннолетия, стало понятно, что такую красавицу ждет великое будущее. Высокой, статной, с густыми темными волосами и тонкими чертами лица, ей не было равных в округе. А добродушный, лучистый взгляд и ослепительная улыбка совершенно привораживали человека.
Однажды, во время участия в республиканском конкурсе художественной самодеятельности, где она пела народные песни, ее заметил руководитель комиссии и дал рекомендацию на поступление на вокальное отделение Московской консерватории. Она почти решила ехать в Москву, но в последний момент передумала и отослала документы в Ташкентский Театральный институт на актерский факультет, так как ее мечтой было стать актрисой, а не певицей. К тому же Ташкент не Москва, и все-таки был ближе к родительскому дому. До отъезда на учебу она снялась в фильме «Песня Салимы», сделав этим первый шаг в киноискусство.
Кадр из фильма «Красное яблоко»
Королева сцены
После окончания института в 1966 году, начался ее путь в большое искусство на сцене Кыргызского Государственного академического театра драмы. Она совершенно по-новому подходила к ролям, что привело ее к званию «великой актрисы». Она оставила свой отпечаток на каждой роли, которые когда-либо играла.
Играла Таттыбюбю просто, не приукрашивая образы, а по-настоящему вживаясь в роли. «Ее приятный тембр, ясная дикция, национальный акцент, манера исполнения, поведение, – все это находило отклик в сердце каждого зрителя», – писал о ней драматург Токтоболот Абдымомунов.
Словно красавица-пери из древних легенд, она очаровывала всех лучезарной улыбкой, от нее исходило сказочное сияние настоящей красоты и доброты. В 70-годы зрители приходили в театр, чтобы только увидеть Таттыбюбю. Даже теперь, многие ее современники, которые хоть однажды имели счастье общаться с ней, с особым благоговением вспоминают каждый ее жест, каждую улыбку.
В те годы, на пике своей популярности, она была занята во всех ведущих ролях текущего репертуара государственного академического театра. Таттыбюбю сыграла около 100 ролей на сцене: это Джульетта («Ромео и Джульетта»), Бьянка («Укрощение строптивой»), Омелия («Дом Бернарды Альбы»), Фелисьевна («Учитель танцев»), Асель («Тополек мой в красной косынке»), Анвар («Восхождение на Фудзияму») и многие другие.
Кадр из художественного фильма Г.Базарова «Материнское поле» в роли Толгонай.
Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов
В это же время поступали многочисленные предложения сняться в кино. Ее первая большая экранная роль – Ак-Мёёр в телевизионном фильме «Ак-Мёёр» режиссера Мелиса Убукеева. Эта роль потребовала от Таттыбюбю умение полностью раствориться в образе, большого эмоционального напряжения. Фильм «Ак-Мёёр» благодаря участию в нем Таттыбюбю стал неординарным явлением в нашем киноискусстве.
В 1971 году режиссер Толомуш Океев пригласил Таттыбюбю на роль Уркуи. Работа с Океевым стала для нее прекрасной и трудной школой. Режиссер и актриса искали точное душевное состояние своей героини в каждый момент ее пребывания на экране. Они стремились к поэтизации характера Уркуи, поставленной в жесткие реальные обстоятельства. Характер героини неоднозначен, богат контрастами, неожиданными нюансами. В игре Таттыбюбю есть эмоциональная чуткость, сердечность. В кинофильме «Уркуя» Таттыбюбю прожила самую трудную и трагическую из всех своих кинематографических судеб.
«Невозможно забыть еще один образ, созданный Турсунбаевой в отечественном кино, – пишет о ней киновед Гульбара Толомушова, — это прекрасная Незнакомка в «Красном яблоке” Толомуша Океева. Роль по объему небольшая, но очень важная и необычная. Актриса создала образ музы художника Темира.
…Разглядев красное яблоко среди засохшей листвы на старой яблоне, студент Темир сберег его, чтобы подарить Незнакомке, в которую был тайно влюблен. Но, оказавшись в ее руках, чудесный плод утратил свою магию, а для юноши погасли все краски мира. Став профессиональным художником, Темир не забыл свою “Деву тайную”: она стала прообразом ирреальной музы, к которой он мысленно обращался в периоды творческого упадка, делился своими нереализованными замыслами, искал выход из кризиса. Понятно, что реальная Незнакомка никак не сопоставима со своим придуманным двойником. Таттыбюбю Турсунбаева замечательно точно воплотила на экране две ипостаси своей героини».
Кадр из художественного фильма кинорежиссера Г. Базарова «Материнское поле» в роли Толгонай
Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов
Тайная любовь
Еще в Ташкентском училище, когда Таттыбюбю училась на первом курсе, в нее влюбился молодой Болот Бейшеналиев. Тогда он предложил ей руку и сердце, но она отказала ему, по молодости не разглядев в нем искренне любящего мужчину. Он продолжал тайно любить ее всю свою жизнь. И лишь потом, после ее смерти, он придет к Нуркану Турсунбаеву с просьбой написать музыку тем стихам, которые он посвящал своей любимой. Они сыграли вместе в фильме Ак-Мёёр. И всякий, кто видел этот фильм, без сомнения скажет, что эта история любви пронизана настоящими, неподдельными чувствами.
Вышла Таттыбюбю замуж за Имаша Эшимбекова. Он тоже познакомился с ней во время учебы. Первые годы у молодоженов были счастливыми. У них родились сын Канат и прелестная дочурка, которую Таттыбюбю назвала Асель, в честь своей героини в пьесе «Тополек мой в красной косынке». Но семейная идиллия продолжалась недолго. Слава Таттыбюбю стала невыносимой для ее супруга. Так уж созданы мужчины, что немногие из них могут безболезненно переживать успехи своих жен. Свои страдания, ревность, злобу Имаш стал вымещать на жене. Бывали случаи, когда он заставлял ее принимать холодный душ, чтобы исчезли синяки на теле. Они расстались после десяти лет совместной жизни.
У Таттыбюбю всегда было много поклонников и воздыхателей. Иногда было трудно понять, кто из них признавался ей в настоящих чувствах, а кто хотел воспользоваться доверчивостью красавицы.
Одарив ее совершенной красотой, духовным богатством, вознеся на вершину головокружительной славы, жизнь обделила ее простым женским счастьем.
Таттыбюбю Турсунбаева на съемочной площадке фильма «Эхо любви» (1974 год)
Ее трагедия
Трагедия ее жизни заключалась в том, что она была доверчива как ребенок. Она верила в доброту и искренность людей. При всем ее таланте, красоте, она никогда не была карьеристкой. Скромность была главным ее достоинством. Соперницы в театре возненавидели ее за внешнюю красоту, а еще больше за духовную. Про нее стали пускать различные слухи. «Доброжелатели» добились и того, что Турсунбаева не получила заслуженных наград за роли в фильмах «Ак-Мёёр» и «Уркуя». Это были разрушительные удары для Таттыбюбю. За 15 лет работы в театре ее всячески пытались сломать морально. Единственной коллегой, которая всегда заступалась за нее, была известная актриса Бакен Кыдыкеева. Лишь она понимала, что Таттыбюбю – неповторимый подарок природы для кыргызского искусства.
В возрасте 37 лет, в самом расцвете творчества, она неожиданно скончалась. Ее убили зависть коллег, пристрастие к алкоголю (что было обычным явлением в актерских кругах) и неумение выживать в мире интриг и подлости. Последние дни Таттыбюбю провела психоневрологической лечебнице.
Рожденная для любви, она так и не обрела подлинного счастья.
Невозможно представить актрису семидесятилетней, она навсегда останется в нашей памяти в образе прекрасной дивы.
Источник: Бишкекчанка